Мирнинский «Медведь» на Патомском кратере

Мирнинский «Медведь» на Патомском кратере 18.05.2018

Мирнинский «Медведь» на Патомском кратере

Патомский кратер – это одно из самых загадочных мест на планете. Он находится на склоне горы Патомского нагорья на севере Иркутской области в глухой тайге, примерно в 700 км от Мирного в Бодайбинскои районе в посёлке Перевоз. Местные якуты в своих легендах называют его «Гнездо огненного орла» и проклятым местом. А открыт он был Владимиром Колпаковым в 1949 году, другое его название «Конус Колпакова»
Основной версией образования Патомского кратера было падение метеорита. Эта часть восточной Сибири словно притягивает различные небесные тела. Недалеко был Тунгусский, а в 2003 году прямо над Мамой пролетел, а потом рухнул в тайгу Витимский болид.
Что известно на сегодняшний день о кратере? Объём – около 250 тыс. куб. м. Масса конуса – более 500 тыс. тонн. Длина осыпи вниз по склону – около 100 м. Максимальная высота над склоном – около 40 м. Диаметр вала кратера – 76-80 м. Глубина кольцевого рва – 12–30 м. Высота центральной горки – 9–12 м. Кратер (и в этом самая главная его уникальность) образован осадочными породами (известняками), что является нонсенсом. Все известные на планете кратеры сложены вулканическими породами – излившейся лавой.
Экспедиция Мирнинского автоклуба «Медведь» к Патомскому кратеру была поддержана Русским географическим обществом и Мирнинским институтом геологии НИГП АК «АЛРОСА», что придало ей особый статус.
Целью экспедиции было подняться на сам кратер, встретиться с местным населением, побеседовать с молодёжью, продемонстрировать клубные фильмы с целью популяризации автоспорта. По приезду в Перевоз необходимо было по заданию института и географического общества, произвести забор проб грунта и растительности на кратере, замерить радиационный фон, собрать фото и видео материалы, составить отчёт о проделанной работе, снять кратер с параплана.
Конечно, перед тем как отправиться в дорогу мы скоординировали маршрут, рассчитали расстояние, созвонились со всеми населёнными пунктами, через которое будем проезжать, подготовили буклеты и брошюры в подарок, детям – конфеты.
Наш маршрут:  Мирный – село Нюя  (Ленский район) – посёлок Чапаево (Олёкменский район) – посёлок Мача (Олёкминский район) – посёлок Перевоз (Жуйское сельское поселение Бодайбинского района).  
В экспедицию снарядили три автомобиля УАЗ и шесть членов экипажа по два человека в каждой машине, прихватив с собой параплан.
Наша команда:  руководитель проекта – Алексей Кныш, проводник проекта – Владимир Норкин, пилоты: Пётр Олейник, Евгений Колесников, Алексей Гадибиров ну и конечно Юра Зайцев (сьёмка с воздуха).
В Нюе нас встретила главный специалист администрации МО «Нюйский наслег» Оксана Вебер с делегацией молодёжи на внедорожниках, будущих спортсменов-автомобилистов. Обменявшись телефонами и сделав фото на память, мы отправились дальше, навстречу к таинственному и загадочному кратеру.
Спустя 40 км перед нами стали вырисовываться удивительные картины природной живописи – восхитительные пейзажи ледяного тракта, монументальное и величественное строение горных образований, поросших гривой ельника, вертикальные отвесы скалы уходили куда-то глубоко под лёд, а причудливые формы горных хребтов превращались в церквушки и рассыпались песчаником. Всё это оставило в памяти незабываемые впечатления о нерукотворных творениях, созданных рукой неведомого художника. Да, наш край, наша земля – одно из самых загадочных и красивых мест на планете!
Посёлок Чапаево нас встретил скромно. Ночлег мы найти не смогли, решили звонить в Мачу. Там дали «добро».
При подъезде к посёлку, на узком участке переезда на другую сторону Лены, мы не смогли разъехаться с застрявшем в снегу грузовиком Митсубиши Кантер и «поймали бровку». Пока вытаскивали из снежного плена друг друга, к нам на помощь подоспела «шишига» – легендарный ГАЗ-66, который, помогая нам, сам чуть не застрял.
Устроились на ночлег в трёхэтажном общежитии старательской артели «Витим», в здании с евроремонтом и собственной столовой. На территории базы находится баня, имеется мини хозяйство – теплица и свиноферма. Всем этим заведует человек, который нас встретил и поселил – Сергей Шкарупа. Спасибо ему огромное! Сергей Викторович выделил нам пятиместный номер на третьем этаже, распорядился поставить машины в тёплый бокс и сопроводил в столовую. После ужина мы пошли спать. Приятно снять обувь и вытянуться на кровати после долгой поездки.
Утром, подкрепившись, сытые и отдохнувшие, мы продолжили путь. До посёлка Перевоз оставалось 150 км.
Перевоз – это небольшой населённый пункт на реке Жуя, с количеством жителей около 900 человек. Глава Андрей Шиц. Встретил и расселил нас заведующий местного досугового центра Даниил Дубинчук.
Загадочный кратер находится в 40 км от посёлка, и добраться туда зимой можно лишь на оленьих упряжках. Нам очень повезло, ведь всего в 12 км от Патомских гор оказалась стоянка местного оленевода Георгия Спиридонова, который согласился нас сопроводить к самому подножью.
Путь к кратеру пролегал по притокам реки Жуя реке Хомолхо и ручью Джиболдо.
Проделав непростой маршрут по замёрзшим притокам рек, узким извилистым ручьям и речушкам, пробираясь среди отвесных стен осыпающегося песчаника, расчищая путь от поваленных деревьев, мы всё же добрались к назначенному месту. Среди глухой тайги разместилось хозяйство местного оленевода Георгия, в том числе невысокий, но широкий дом с двухскатной крышей без чердака, где живёт хозяин, его жена и сын-подросток. Внутри просторно и темно, и лишь небольшое пятно света от полиэтиленового окна освещает картину скромного быта. Слева печка, по центру большая кровать, справа обеденный стол у единственного окна, ничего лишнего, всё только самое необходимое.
Во дворе хозяйственные постройки – склад, баня, загон для олений и туалет.
Домашние олени мирно ходили по двору, любопытно рассматривали нас и принюхивались к нам. Весёлые и звонкие лайки приветствовали нас громким лаем.  
Перед выездом мы разделились на две группы, и было принято решение, что двое из нашей экспедиции поедут к кратеру на упряжках, а остальные останутся, чтобы помочь Юре взлететь на параплане, чтобы подлететь к кратеру и провести съёмку с воздуха.  
В дорогу дядя Гоша запряг три пары домашних ездовых оленей, к каждой паре привязал по одной нарте, связав их между собой. С собой он взял сына и племянника. Рядом бежали две жизнерадостные лайки, вот и вся наша команда. Собакам нравилось сопровождать нашу колону, они то и дело убегали вперёд, иногда плелись в хвосте, но всё же довольные, с высунутыми языками бежали за оленями, путаясь в их ногах. Временами они даже умудрялись запрыгивали к нам в нарты, по всей видимости, не желая мочить лапы в выступившей верховой воде, а может, просто, чтобы покататься. Было видно невооружённым взглядом, что прогулка для собак – это удовольствие, а вот про оленей такого сказать нельзя. Парнокопытные быстро выдыхались и сильно уставали, особенно когда приходилось идти по глубокому снегу или подниматься. Они скользили на льду, переходили с быстрого бега на галоп, поскальзывались, падали. Местами приходилось слазить с нарт и помогать им.
Конечно, мы делали остановки, чтобы отдохнуть и восстановить силы, после каждой передышки наша «шестёрка скакунов» резво срывались с места, оставалось только успеть запрыгнуть и крепко вцепиться во что-либо, чтобы не упасть с нарт и, как канатоходцу, сидящему на тросе, балансировать в этой узкой, и мало комфортабельной повозке без спинки. Мчась по неизведанной тропинке, взлетая и падая на трамплинах, мимо коряг и палок, задевая рукавами колючий кустарник, пряча лицо от веток, пригибаясь под поваленными деревьями, лавируя по извилистым берегам рек и тесным ущельям, сложенным из крошечных кирпичиков песчаника, вдоволь наевшись снега, летящего из-под копыт, гордо сжимая в руках геологическое оборудование и видео камеру, с ожиданием чуда мы приближались к заветной цели.
Через полтора часа езды на оленьих упряжках, пред нами нарисовалась удивительная картина – странное белоснежное пятно на склоне одной горы. На Патомском нагорье всегда мало снега, поэтому отчётливо было видно какое-то образование, покрытое снегом, напоминающее огромное, гигантских размеров, гнездо. Загадочный холм – это и есть наша цель, наша конечная точка прибытия –  «гнездо огненного орла», Патомский кратер или конус Колпакова. Как угодно его назови, но то, что это загадка природы, – однозначно!
Вот мы у подножья. Благо, сам кратер расположен не на самой вершине горы, а чуть ниже её середины – это радовало. Но не радовала глубина снега, которая была выше колена, а местами по пояс, и угол подъёма, который составлял примерно 30 градусов. Но идти надо. Подниматься тяжело и опасно, цеплялись за редко растущие деревья, а в отсутствии их, впивались пальцами в снег и в непонятной позе двигались дальше. Десять шагов – остановка, надо отдышаться, в безмолвной тишине отчётливо слышится пульс, одежда мокрая от пота, хочется пить. Ближе к вершине сильный ветер, который только усиливался.
По нашим подсчётам, время восхождения составило 45 минут. Не знаем, много это или мало, но все очень устали.
Наконец-то мы на кратере!
Что мы видим? Сам кратер в диаметре не больше 80 метров, внутри кратера, в центре идеально круглой формы, наполовину выступающий шар – «яйцо огненного орла». Довольно много снега. Растительности мало, почти нет, деревья не большие – преимущественно лиственница, берёза, кустарники. По краям кратера и на склонах хорошо виден серый известняк, слоящийся плитками.
Ветер продувал насквозь, сковывая холодом промокшую одежду. Да, в такую погоду никакой параплан не поднимется. Жаль, что не получилось провести съёмку с воздуха, ведь в интернете нет ни одной фотографии зимнего кратера. Но взлетать в такой ураган – это самоубийство, Юра правильно сделал, что не стал рисковать, хотя пару раз пытался.  По заданию Мирнинского института НИГП мы собрали пробы и образцы. Произвели фото и видео сьёмку.
Идти назад было легче, но намного опасней, особенно в верхней части горы, где мало снега и нет деревьев, а под ногами гладкий камень, легко поскользнутся и сорваться со склона. Но всё обошлось. Мы благополучно спустились и добрались до оленьих упряжек, которые ждали у подножья.
По возвращению в Перевоз, в досуговом центре, нас тепло встречал весь коллектив во главе начальника управления культуры Бодайбинского района Елена Степановой. Мы в торжественной обстановке передали в память о нашем визите мраморную табличку, символизирующую туристическую точку наших экспедиций. Её нам обещали установить в знаковом месте посёлка. Надеемся, что она станет ещё одной достопримечательностью Перевоза. Также мы рассказали о своей миссии и презентовали клубные буклеты. Передали от Мирнинской Якутской общины подарки. После коллективного фото нас сытно накормили. Поблагодарив за радушный приём, не задерживаясь, выдвинулись в обратную дорогу. На часах полночь. Впереди всё тот же сложный путь. Но мы не унывали. Дорога домой всегда короче. Ведь миссия была выполнена!

Мирнинский автоклуб «Медведь»

Возврат к списку