Министры финансов и экономики республики пообщались с журналистами

Министры финансов и экономики республики пообщались с журналистами 29.08.2019

Министры финансов и экономики республики пообщались с журналистами

После проведения круглого стола состоялся подход к прессе. На вопросы ответил министр финансов РС(Я) Валерий Жондоров и министр экономики РС(Я) Майя Данилова.

- Валерий Алексеевич, как Вы оцениваете работу сегодняшнего мероприятия именно с экономической стороны? И каким Вы видите дальнейшее развитие нефтегазового комплекса на территории Западной Якутии?

- Действительно, подготовка Первого Нефтегазового форума – достаточно ответственное событие. Но это уже назревшее событие, которое требует обсуждения. Почему? За последние восемь лет развития нефтегазовой отрасли, хотя на самом деле это не очень большой срок для республики, но достигнуты довольно высокие темпы добычи нефти – добывается уже 14 млн тонн нефти на территории республики. Это составляет уже порядка 14% от общероссийской добычи. Уже 20% валового регионального продукта составляет нефтегазовая продукция. Это существенный фактор. Конечно, алмазодобывающая компания занимает лидирующие позиции (36%), но при этом растет роль и нефтегазовой отрасли. Это отражается и на налоговых поступлениях, о чем мы говорили, обсуждая влияние нефтегазового комплекса. Сегодня работают всего 10 компаний, но при этом за 2018 год поступила значительная сумма в бюджет Якутии. Поэтому мы рассматриваем с точки зрения дальнейшего развития республики теперь уже нефтегазовую промышленность. С вводом в конце 2019 года газопровода «Сила Сибири» вырастет добыча с 4 млн кубометров до 20 млн кубометров газа. Мы отмечаем достаточно хорошее взаимодействие с нашими недропользователями. Мы сегодня услышали интересное для нас предложение о развитии сопутствующих сервисных производств вокруг крупных компаний. Это отличный стимул для развития нашего малого и среднего бизнеса.

- Какие бы нефтегазовые компании Вы отметили в плане взаимодействия?

- С точки зрения нефтедобычи лидером у нас является «Сургутнефтегаздобыча», плюс еще «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Это нефтяные компании. В сфере газодобычи мы, конечно, ждем «Газпром», в течение пяти ближайших лет, когда они выйдут на свою проектную мощность. Нефтяных компаний у нас несколько, но вот эти две ведущие, которые значительно нам помогают. Кстати говоря, и взаимодействие с ними по социально-экономическому развитию налажено тоже достаточно конструктивное.

IMG_2202.JPG

- Майя Андреевна, если говорить в целом о нефтегазовой отрасли, какие проекты Вы бы отметили как наиболее перспективные?

- Проекты нефтегазового комплекса Западной Якутии на самом деле практически все известны, они просчитаны в нашем прогнозе социально-экономического развития республики. Это Среднеботуобинское месторождение, и АО «РНГ» тоже будет отрабатывать свое месторождение. Это и «Сила Сибири», и Чаяндинское месторождение. Все это имеет существенный вклад, в том числе и в валовый региональный продукт. Но мы сейчас больше говорим о диверсификации производства и о том, что нужно все-таки развивать газопереработку и производство сжиженного природного газа. И в этой связи мы хотим предложить инструменты, которые сейчас рассматриваются на федеральном уровне. Это новые преференциальные режимы для территории опережающего развития. Тот действующий режим будет изменяться, он будет более привлекателен для инвесторов. И в нем также могут участвовать предприятия, которые связаны с переработкой нефти и газа. Кроме этого мы рассматриваем ТОР для развития сервисных производств, которые возникают вокруг нефте- и газодобычи. Это и ремонтные услуги, и производство пищевой продукции. Это тот спектр услуг, который тоже очень важен для малого и среднего предпринимательства. Потому что в будущем, лет через 10-20 мы все равно будем сталкиваться с проблемой моногородов. И в этой связи нам нужно, конечно, поддерживать малый и средний бизнес, в том числе и в преференциальных режимах ТОР.

- На круглом столе обсуждались вопросы территорий опережающего развития и пришли к заключению, что этот режим выгоден для всех сторон. Но ранее долго шли споры о выборе варианта расширения или создания нового ТОР. Какой вариант, на Ваш взгляд, имеет больше преимуществ и почему?

- Принципиальной разницы между расширением и созданием новой ТОР нет. Просто административные барьеры для того, чтобы создать новый ТОР. Нужно иметь несколько резидентов, ключевых якорных резидентов. В данном случае мы пока не проглядываем такого количества резидентов, чтобы создавать принципиально новую ТОР. Поэтому сейчас и Минвостокразвития России, и правительство Республики Саха (Якутия) больше все-таки склоняются к подходу расширения. И буквально скоро должно выйти постановление правительства РФ о переименовании ТОР «Индустриальный парк Кангалассы» в ТОР «Якутия». И она будет охватывать всю территорию Якутии.

- Какие из факторов взаимодействия с нефтегазовыми предприятиями Вы бы обозначили как наиболее проблемные?

- Не хотелось бы говорить о проблемах в преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности. Но они , наверно, возникают больше в вопросах администрирования налогов, потому что мы видим наших крупных налогоплательщиков, но возникают трудности при администрировании субподрядных организаций. Это первое. Второе – это вахтовые поселки. Здесь тоже нужно регулирование уже на федеральном уровне и придание статуса вахтовых поселков для того, чтобы можно было учитывать ту налоговую базу, которую они создают, и чтобы эта база работала на местный бюджет.


Возврат к списку