Что за строкой Закона?

Что за строкой Закона? 30.04.2020

Что за строкой Закона?



21 апреля Российская Федерация отмечала День местного самоуправления. Он был учрежден в 2012 году Указом Президента страны и с тех пор прочно вошел в череду памятных дат, отмечаемых именно на муниципальном уровне. В этот день по всей стране профессионалы представительных органов власти, администраций, общественники и активисты политических движений обязательно выкраивают время для встречи, чтобы поделиться новым опыт муниципального строительства, подвести итоги различных профессиональных конкурсов, сказать слова благодарности ветеранам муниципальной службы и наиболее успешным депутатам местных Советов. Органы местного уровня власти – это самый живой организм, призванный оперативно реагировать на актуальные запросы населения, учитывать имеющиеся ресурсы и решать самые насущные вопросы. Так что, День местного самоуправления – это трудовой праздник, который многие отмечают именно на рабочем месте. В этом году мы его официально не праздновали, но не забыли. Поскольку заботы и хлопоты сотрудников администраций, депутатов, работников бюджетной и коммунальной сферы требовали максимальной консолидации усилий, направленных на борьбу с инфекцией. И в то же время частью этой борьбы является максимально возможная самоизоляция. Вы скажете, что сложно совместить такие условия? А мы скажем, что для местных властей оперативное решение возникающих проблем должно быть нормой. Сегодня об актуальных реалиях местного уровня мы разговариваем с ветераном этого движения, участником муниципального строительства органов МСУ в алмазном краю Гульсум Бейсембаевой. Как и прежде, она трудится во благо местного самоуправления - сегодня руководит Секретариатом Мирнинского районного Совета депутатов.

 - Гульсум Агзамовна, как Вы оцениваете общую ситуацию с развитием местного самоуправления?

 - Да, самоуправление в нашей стране находится в стадии постоянного, поступательного развития. Хотя начинался когда-то этот процесс «ураганно»! Посмотрите на наш основной 131-ФЗ, принятый 06 октября 2003 года. За это время столько внесено изменений и дополнений! Устали уже считать внесенные изменения в уставы муниципальных образований. Эта одна сторона работы, с которой уже как-то свыклись. Даже сельские поселения, которым в силу объективных кадровых и ресурсных причин очень непросто отрабатывать те же уставные изменения с минюстом, уже вошли в ритм такой работы. Но, вышедший 1 мая прошлого года федеральный закон № 87-ФЗ внес очень серьезные изменения в основной закон МСУ. А это уже новый виток истории нашего муниципального строительства. Эти изменения можно расценивать как переформатирование всей схемы сложившихся за последние десятилетия условий функционирования местной власти. Здесь даже применимы такие термины как «ломка, перестройка». Кстати, именно эти слова использовал для характеристики «восемьдесят седьмого» самый серьезный в республике Саха эксперт по муниципальному вопросу, многолетний председатель РСД МО «Мирнинский район» Аркадий Владимирович Харитонов. Кстати, некоторые российские эксперты называют эти поправки даже возвратом к советской системе организации власти.

 - Поясните читателям, что, собственно, такого революционного в этом законе от 1 мая 2019 года?

- Во-первых, введено понятие муниципального округа. Для наглядности, давайте в качестве примера используем наш район. Сегодня у нас двухуровневая система местного самоуправления, существующая в виде муниципального района и 9 самостоятельных муниципальных образований. Район, 6 городских и 3 сельских поселения - всего 10 муниципальных образований. У каждого есть свои исполнительные и представительные органы, своя специфика, традиции и устои. А согласно новому закону, все существующие муниципальные образования могут быть преобразованы в муниципальный округ. Сразу оговорюсь, что закон предоставляет такую возможность, но не требует ей следовать в обязательном порядке. И если воспользоваться такой возможностью…мы можем вернуться, как минимум, на четверть века назад, к одноуровневому местному самоуправлению. Одна окружная администрация, один окружной Совет депутатов и одна окружная Контрольно-счетная Палата. Все это будет находиться в административном центре района. Часть функций администрации может быть передана территориальным органам поселений. Администрации на местах останутся, но будут напрямую подчиняться Главе округа. Это есть укрупнение муниципальных образований и укрепление вертикали власти. Плюсы и минусы такой системы оставим для возможных дискуссий. Но зафиксируем как факт, что предлагаемая система в корне меняет саму суть местного самоуправления. Во-вторых, нужно понять, как эту возможность можно реализовать? Если раньше любые попытки преобразования и изменения границ муниципалитетов должны были выноситься на местный референдум, то теперь мнение граждан может быть выражено через Советы депутатов. С одной стороны, процедуру преобразования максимально упростили. А с другой демократия получилась совершенно «по-американски», когда страной выбираем выборщиков, а потом выборщики выбирают президента. И часто потом их мнение не совпадает с мнением избирателей. Это самые первые штрихи к возможной картине построения МСУ. Понятно, что реальная жизнь часто меняет актуальность выбранных направлений развития государства. К примеру, сегодня на фоне противостояния мировой пандемии, о новом законе даже как-то подзабыли. Но не хотелось бы получить «затишье перед бурей». Самим Законом определен переходный период до января 2025 года. Время есть. И я уверена, что такие судьбоносные для республики решения будут приниматься с учетом мнения населения муниципальных образований, имеющейся практики работы органов МСУ, конкретной социально-экономической ситуации. Во всяком случае, на площадках планировавшихся в 2020 году мероприятий (Первом съезде депутатов представительных органов, IX съезде Совета МО Якутии) делегаты нашего района предлагали к обсуждению данные законодательные нововведения и их возможные последствия. Актуальные вопросы также обозначены в резолюции Круглого стола с участием депутатов, глав Мирнинского и Вилюйского районов, который организовал наш райсовет в декабре прошлого года.

 - На первый взгляд эти нововведения не так уж плохи: сократится число чиновников, на территории района будет проводиться единая политика…

- Что касается единой политики, то гражданское общество Мирнинского района, депутатский корпус и профессионалов муниципальной службы всегда отличала муниципальная солидарность и ответственность за развитие, как любого нашего отдельного поселения, так и всего района в целом. Это очень важно. С точки зрения управления, такие преобразования оправданы и могут быть даже эффективны. Этот процесс можно сравнить с оптимизацией крупного предприятия. И многим жителям Мирнинского района это знакомо на примере процессов в компании АЛРОСА. Но с точки зрения теории местного самоуправления, муниципалитет – это не предприятие. Не максимальные доходы или разовая прибыль являются целью муниципалитета, а сбалансированное развитие на максимально прогнозируемый период. Во главу угла муниципальными органами ставятся интересы и особенности конкретной территории, места где живут люди. Нельзя жертвовать, к примеру, самобытностью. А при проведении такой «оптимизации» есть большой риск не учесть потребностей малых муниципалитетов, территорий имеющих свою специфику, важную для конкретного населения. Эту конкретику люди выражают через своих представителей на местах. Как я уже говорила, может исчезнуть само понятие двухуровневого самоуправления. А ведь именно уровень поселений как раз-таки и работает для удовлетворения насущных потребностей конкретных муниципальных образований. Это власть на уровне «вытянутой руки», о которой говорит Президент РФ Владимир Путин. Что касается специалистов муниципального аппарата (слово чиновник считаю неприемлемым для местной власти), то большого сокращения, а как следствие высвобождения бюджетных средств, ожидать не стоит. Полномочия ведь следует исполнять? Вместе с объединением администраций увеличивается и число полномочий этой уже единой структуры. Следовательно, объем работы потребует того же числа сотрудников. Ко всему прочему в поселениях должны быть территориальные представительства окружной администрации. Конечно, может сократиться число депутатов. Но они практически все работают на общественных началах, без денежного содержания. А в этих условиях объем информации, ее разнородность, загруженность и ответственность для тех, кто будет избран только возрастут. А ведь сложно быть одновременно хорошим юристом, приличным строителем и профессиональным агрономом? Поверхностный взгляд при огромном объединенном бюджете не может быть выгоден населению.

- Поговорим о том, что происходит сегодня. Обойти тему коронавируса просто невозможно. Как работает представительный орган Мирнинского района в условиях пандемии?

 - Из-за сложной ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, проведение очередных заседаний представительных органов в привычном формате становится практически невозможным. А это, в свою очередь, может повлечь ответственность вплоть до роспуска депутатских советов. Печальный опыт в нашей республике уже есть. Например, именно по этой причине в 2015 году парламент Якутии по обращению Главы Республики принял закон о роспуске Октемского наслежного Совета Хангаласского улуса. Закон однозначно требует проведения заседаний представительного органа не реже 1 раза в 3 месяца. Это первая причина. Вторая – это необходимость принятия безотлагательных решений, связанных с конкретной ситуацией. В нашем случае, это внесение изменений в Положение о налогах и сборах, предоставление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства. Есть ряд вопросов с конкретными сроками рассмотрения. Власть должна работать при любых ситуациях. И мы это видим на примере организации деятельности органов власти федерального и регионального уровней.

- Многие организации, в том числе и исполнительные органы еще до введения режима повышенной готовности стали применять дистанционные формы работы с использованием видеоконференцсвязи. Почему бы не перенять эту практику для работы представительных органов?

- Да, эти формы активно применяются именно органами исполнительной власти. Дистанционное функционирование Совета депутатов оказалось не совсем простым. Действующим законодательством такая форма не предусмотрена. И дело даже не в том, что законы старые, и когда они писались, о видеоконференцсвязи даже и не мечтали. Дело в том, что форма работы представительного органа с одной стороны должна определяться самим органом. В нашем случае Регламентом Совета депутатов. Но с другой стороны, многие нормы того, как должны работать представительные органы, закреплены в федеральных и региональных законах. Отсюда и дискуссии, кто и как должен внедрять дистанционную форму работы. Тем не менее, заседания проводить надо. Поэтому представительными органами Российской Федерации вносятся соответствующие изменения в регламенты. Государственное Собрание (Ил Тумэн) 9 апреля также изменило свой Регламент, т.к. работа законодательного органа оказалась на грани срыва. Кроме того, обсуждается вопрос о необходимости внесения изменений в федеральный и республиканский законы о МСУ.

 - Будем надеяться, что решения будут приняты. Вернемся к Дню местного самоуправления. Что все-таки лично для Вас он означает? И как его отмечать или праздновать в современных условиях?

- Одни считают, что это профессиональный праздник местных глав, депутатов, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений. Другие склоняются к тому, что это общий праздник всех граждан. Тех, кто неравнодушен, кто избирал местную власть и избирался сам, всех общественных деятелей. В общем, тех, кто наделен правом участия в решении местных вопросов. Мне оба эти подхода по душе. Ведь одного без другого быть не может. Тем более, что в этот непростой период, как никогда, мы должны быть вместе: и власть, которая организовывает работу по преодолению коронавирусной беды, и население, которое должно помогать власти и соблюдать все необходимые меры безопасности. Поэтому День местного самоуправления – это наш общий праздник. И пусть в настоящее время он был омрачен непростой санитарно-эпидемиологической ситуацией, будем оптимистами и поверим в лучшие времена. А пока появилась уникальная возможность почитать законы, местные нормативные акты, вникнуть в их суть. Поверьте, это не будет скучно! Ведь эта часть нашей с вами жизни, в которой мы имеем полное право принимать непосредственное участие. И какими мероприятиями отметить День местного самоуправления в следующем году, может, подскажут сами жители?

Для справки:

1.131-ФЗ - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2.87-ФЗ – Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Беседовал Иван МОКИН

"Мирнинский рабочий" 29.04.2020

Возврат к списку