Ближайшие задачи отечественного образования президент РФ определил

Ближайшие задачи отечественного образования президент РФ определил 22.05.2020

Ближайшие задачи отечественного образования президент РФ определил

Из стенограммы совещания при президенте РФ «О ситуации в системе образования» (информация с официального сайта Президента РФ от 21.05.2020) (извлечение)

Сегодня, как и договорились, рассмотрим ситуацию в системе образования, оценим перспективные задачи и текущие вопросы, которые сегодня волнуют наших граждан: и детей, и взрослых, их родителей.
Конечно же, окончание нынешнего учебного года выдалось сложным. Но сразу хочу сказать, что российская система образования и наши школьники, студенты, их наставники выдержали эти испытания и выдержали достойно.
Одной из самых первых, неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса стал перевод школ, колледжей, вузов на дистанционный режим работы. Это было трудное решение, но, убеждён, абсолютно верное. Мы исходили, как уже говорил не один раз, из главного: необходимо защитить жизнь, здоровье, в данном случае детей, молодёжи, учителей и преподавателей.
Хорошо понимаю, что учить и учиться в таких экстраординарных условиях было непросто. Серьёзно выросла нагрузка на педагогов, нужно было быстро осваивать новые технологии, наладить саму технику, иначе готовиться и к урокам. Не только в учебные часы, но практически постоянно должны были находиться на связи с учениками преподаватели: помогать, подсказывать, объяснять. Думаю, что и для родителей значимость, важность учительского труда в эти недели открылась по-новому. Учебный процесс буквально проходил у них на глазах – ведь дети занимались дома. И мамы, и папы, и дедушки, и бабушки могли видеть, как много учителя вкладывают в своих воспитанников.
Для школьников это также был серьёзный экзамен, испытание ответственности, да и самостоятельности, когда главная мотивация – это именно твоё желание учиться. Убеждён, этот опыт обязательно пригодится в будущем, тем более что сейчас, в настоящее время, необходимо впитывать новые знания практически всю жизнь.
Хотел бы поблагодарить школьников и студентов, педагогов, родителей за ваше терпение, за взаимную поддержку, сказать самые добрые слова старшеклассникам, студентам, которые не только учились, но и принимали самое активное участие в добровольческих, волонтёрских акциях, помогали соседям, людям пожилого возраста.
Конечно, при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны были и сложности. Это естественно, ведь такой практики не было ни у нас да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний. При необходимости выделить дополнительное время на то, чтобы повторить пройденный материал, закрыть пробелы, закрепить материал. Если какие‑то сложности возникли, их нужно будет исправить.

В то же время повторю: мы все приобрели уникальный опыт. И он должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых дистанционных образовательных технологий. Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка. В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному Интернету.

«Цифра», телекоммуникации открывают колоссальные возможности, вы это всё хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию. Тем более что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество. Говорил об этом в Послании текущего года, в том числе приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в пять тысяч рублей в месяц для классных руководителей, на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми. Такая мера начнёт действовать с начала нового учебного года.
Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы.
Эти и многие другие системные вопросы предлагаю предметно обсудить на предстоящем осенью заседании Государственного Совета, который, как мы договаривались, будет посвящён вопросам образования.

Уважаемые коллеги!

В эти дни почти 692 тысячи школьников нашей страны заканчивает 11‑й класс. И хотел бы отдельно остановиться на вопросе, который сейчас волнует выпускников и родителей, а именно: что будет с единым государственным экзаменом.
Не скрою, на этот счёт поступали самые разные предложения, в том числе в этом году, учитывая сложную ситуацию, предлагалось полностью его отменить.
Что считаю важным подчеркнуть? За более чем десятилетие ЕГЭ, несмотря на все проблемы, а их было много, мы об этом знаем хорошо, всё‑таки стал эффективным механизмом объективной оценки знаний. Правила установлены в рамках этих экзаменов понятные, справедливые, на мой взгляд, достаточно удобные.
Учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса, считаю необходимым единый государственный экзамен провести по всей стране: он начнётся 29 июня. При этом школы помогут выпускникам готовиться к экзаменам в дистанционном режиме.
Подчеркну, ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Что же касается аттестатов, то они будут выданы всем выпускникам без экзаменов. Такое решение является исключением, носит временный характер.
Подать документы по результатам ЕГЭ можно сразу в несколько вузов, причём без личного присутствия. Что сейчас особо важно для людей – зачисление пройдёт в августе. Кроме того, для выпускников школ, которые по весомым причинам не смогут сдавать ЕГЭ в июне, в августе можно будет сдать экзамен в формате ЕГЭ на оставшиеся места в высших учебных заведениях. То есть начать учиться уже осенью, не теряя целого года.
Рассчитываю, что учёба для всех первокурсников страны с учётом эпидемиологической ситуации начнётся без больших потерь времени. Мы также уже договорились с Министерством обороны отложить призыв на военную службу выпускников школ этого года.
И ещё: считаю также необходимым предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ не только в летний период в июне и в августе, но и в течение следующего учебного года.
Конечно, нам важно обеспечить доступность бесплатного высшего образования, поддержать молодых людей. В Послании предложил ежегодно начиная с 2021 года увеличивать количество бюджетных мест в вузах по приоритетным направлениям развития экономики, социальной сферы. И отдавать эти места преимущественно в вузы регионов. Считаю, что мы должны пойти на такой шаг уже в текущем году и выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60 процентов выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях.

Сегодня прошу доложить в деталях, как будет организован процесс проведения ЕГЭ. И прежде всего это касается обеспечения безопасности детей, строгого соблюдения всех санитарных требований, что в полной мере относится и к организации летнего отдыха.
Тема эта крайне важная для миллионов российских семей. Почему особенно сегодня это так важно? Потому что предприятия, организации в ближайшие месяцы будут восстанавливать деловую активность в полном объёме, и не все родители смогут взять отпуск, провести достаточно времени с детьми, поэтому все вопросы организации летнего отдыха должны быть отлажены, отлажены до мелочей.Отдельно предлагаю обсудить и дополнительные меры поддержки вузов, других федеральных учреждений, а также вопросы трудоустройства студентов. Большой, очень большой комплекс тех задач, которые мы должны будем вместе с вами решать.

Давайте перейдём непосредственно к обсуждению всех предложенных тем. Слово Сергею Сергеевичу Кравцову.
- 15 марта мы приняли решение перевести на домашнее обучение более 16,5 миллиона школьников и 2,5 миллиона студентов среднего профессионального образования. В детских садах во всех регионах были организованы дежурные группы для детей, чьи родители не имели возможности оставить малышей дома. Такие группы реально востребованы и созданы на базе 14 тысяч детских садов. Они при необходимости продолжат свою работу и в летний период. Таким образом, мы стремились решить главную задачу, а именно: не допустить вспышек, очагов заболевания в образовательных учреждениях, защитить, о чём Вы сказали, Владимир Владимирович, здоровье, жизнь наших детей и педагогов.
Весь процесс обучения, а также воспитательной работы с детьми в очень сжатые сроки серьёзно преобразился, и нагрузка выросла, причём на всех участников образовательного процесса. Однако он практически ни на миг не остановился, не прервался. И заслуга в этом прежде всего наших учителей, родителей и самих учащихся, которые показали и самостоятельность, и ответственность, и трудолюбие. Нынешние общие для нас испытания помогают острее почувствовать, осознать, какую огромную ценность имеет школа, как сложен и важен учительский труд.
К сожалению, в первые дни работы в новом режиме возникли различные технические проблемы, в том числе технологического характера, но их удалось достаточно быстро устранить, в том числе с участием коллег из других ведомств, в первую очередь из Минкомсвязи.

Какие конкретно меры были приняты?

Первое: мы сразу организовали штаб по взаимодействию с регионами, муниципалитетами, с руководством без преувеличения каждой образовательной организации.
Второе: уже с 16 марта создали единый координационный центр методической помощи учителям и родителям. За время его работы обработано более 50 тысяч обращений.
Отдельно хочу отметить волонтёрскую деятельность студентов педагогических вузов. Они проявили себя с самой лучшей стороны, стали настоящими, активными помощниками учителям в сложившейся ситуации. В свою очередь и опытные педагоги получили дополнительную возможность поделиться с будущими коллегами тонкостями профессии. Планируем и в дальнейшем использовать эти наработанные именно сейчас практики. Будем шире задействовать потенциал студентов, опираться на их инициативу и энергию при разработке программ воспитательной работы в школах, в частности в реализации тех важнейших поправок, о которых Вы, Владимир Владимирович, сейчас сказали в части усиления воспитательной работы в школах.
Третье: компьютерной техникой были обеспечены 234 тысячи школьников, преимущественно из малообеспеченных и многодетных семей, а также 20 тысяч учителей. Эта акция проводится нами совместно с Агентством стратегических инициатив и партией «Единая Россия».
Четвёртое: открыт бесплатный доступ к образовательному контенту. И здесь хочу Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за решение сделать безвозмездным для граждан использование социально значимых ресурсов сети «Интернет». Это дало всей системе образования новые и крайне необходимые сегодня возможности. При этом ведущие компании России, проявив свою социальную ответственность, также открыли доступ к своим электронным образовательным ресурсам. Чтобы гарантировать широкий и, подчеркну, равный доступ к образованию для всех обучающихся, создана мультимедийная платформа «Моя школа онлайн». Здесь мы разместили учебные материалы в соответствии с образовательными стандартами с 1‑го по 11‑й класс, связали их с видеоуроками по подготовке к экзаменам, которые транслируются на Общественном телевидении России и на «Триколоре».

Аккумулирование всего образовательного контента осуществляется на портале «Российская электронная школа», созданном на базе МЭШ. В дни пиковой нагрузки её посещали более двух с половиной миллионов человек, а всего с начала марта – это более 21 миллиона уникальных пользователей, десятки тысяч из Казахстана, Украины, всего из 63 стран.
Кроме того, с использованием инфраструктуры единого государственного экзамена мы разрабатываем специальную систему видео‑конференц‑связи, которая будет надёжно защищена, дополнит и расширит возможности очной системы обучения. Уверен, что такая система, уже прошедшая апробацию на базе школ Московской области, будет не просто полезна, но и максимально востребована и учителями, например для обмена опытом друг с другом, и детьми, и их родителями для просмотра уроков, если ученик по каким‑то причинам пропускает занятия.
Пятое: в части дополнительного образования, профессиональной ориентации хотел бы выделить идущий Всероссийский онлайн‑конкурс для школьников «Большая перемена». Он стартовал на платформе «Россия – страна возможностей» для школьников 8–10‑х классов с целью выявить и поддержать лидерские качества и организаторские способности ребят. Участниками уже стали более 400 тысяч молодых людей.
Не могу не сказать, что при всех сложностях текущей ситуации, вынужденных ограничительных мер мы, конечно же, уделили самое высокое, должное внимание 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Хочу отметить наших талантливых, замечательных школьников и их родителей, учителей, прежде всего классных руководителей, за активную и творческую поддержку новых онлайн‑форматов, ярких патриотических акций. В их числе проект сохранения исторической памяти «Без срока давности», «Бессмертный полк», «Письма Победы», конкурсы сочинений, всемирная школьная олимпиада «Великая Победа». Во все акции было вовлечено более 13 миллионов человек.

Уважаемый Владимир Владимирович, понятно, что сейчас наших граждан, родителей, самих ребят больше всего волнует, как и когда завершится учебный год. Вы неоднократно подчёркивали, что режимы профилактических мероприятий зависят от ситуации на местах, что именно регионы должны определять конкретный, оптимальный набор ограничительных мер для своих территорий, закрепили Вашим указом дополнительные полномочия в этой части за главами субъектов Федерации. Этой логике следует и Министерство просвещения.

Мы предоставили регионам право досрочного завершения учебного года для учащихся с 1‑го по 8‑й класс с учётом эпидемиологической ситуации, но с возможностью участия во внеурочной деятельности учеников до конца июня. Понимая, что даже при самом интенсивном домашнем обучении у ребят могут возникнуть пробелы в знаниях, приняли решение перенести всероссийские проверочные работы на начало следующего учебного года, чтобы как можно быстрее выявить и восполнить эти пробелы.
Нам важно не допустить снижения качества образования школьников. Совместно с педагогическими вузами, учителями и методистами разрабатываем соответствующую программу для школ, которая будет реализована с сентября текущего года.
Теперь по поводу итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Здесь мы искали компромиссы, советовались с педагогическим сообществом, ректорами вузов, с коллегами из Минобрнауки, выверяли каждый шаг, старались максимально защитить интересы и права всех категорий учеников.
Так, выпускные экзамены в 9‑х классах решено отменить, проведём аттестацию по текущим оценкам. Также по текущим оценкам пройдёт государственная аттестация в 11‑х классах. Аттестаты будут выданы традиционно до 15 июня.
Как Вы, уважаемый Владимир Владимирович, сказали, единый государственный экзамен предстоит сдать только тем выпускникам, кто планирует поступать в вузы в текущем году, по предметам, которые необходимы для поступления.
В начале мая в регионы направлены соответствующие рекомендации Роспотребнадзора по организации ЕГЭ. Провели детальный анализ готовности регионов к их реализации. Пункты проведения ЕГЭ будут оснащены средствами индивидуальной защиты. Рассадка участников в аудиториях будет организована с учётом соблюдения дистанции не менее полутора метров. Проведение самого массового экзамена – по русскому языку – планируется разделить на два дня, чтобы избежать скопления участников в аудиториях. На входе в пункты проведения экзаменов все организаторы и участники будут проходить термометрию, аудитории будут предварительно дезинфицироваться.
Порядок проведения аттестации в организациях среднего профессионального образования, а также приёма в них изменён. Насколько возможно, всё переводим в электронную форму, при этом в качестве результатов итоговой аттестации будут засчитываться статусы как победителя, так и призёра чемпионатов и олимпиад по профессиональному мастерству, включая WorldSkills Russia.

О подготовке к летнему периоду: мы рекомендуем регионам начать оздоровительную кампанию с 1 июля. Этот срок может быть сдвинут как «влево», так и «вправо» исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации и в строгом соответствии с требованиями Роспотребнадзора при безусловном обеспечении безопасности детей и работников лагерей отдыха.
Мы задействуем лагеря всех типов: наши федеральные, стационарные загородные, школьные лагеря с дневным пребыванием детей, а также учреждения дополнительного образования, уделив особое внимание медицинскому наблюдению, и используем все возможности для манёвра. Это могут быть и более короткие смены в лагерях, и организация отдыха без дальних поездок, преимущественно в пределах своего региона. Уже на днях, с 25 мая, откроется специальная «горячая линия» на базе нашего координационного центра.
Министерство держит на постоянном контроле и ход выполнения вашего Послания. Целый ряд инициатив, конкретных задач, в том числе дополнительные выплаты за классное руководство, в зоне нашей прямой ответственности, и они будут исполнены. И позвольте, уважаемый Владимир Владимирович, буквально несколько слов в завершение. Российская система образования, просвещения прошла через самый тяжёлый период. Мы увидели, оценили нашу инфраструктуру, узкие места в едином образовательном пространстве, в частности нехватку в его первичном звене, в муниципалитетах, методических служб. Сделали для себя практические выводы на будущее.
Разумеется, все очень хотят, ждут, когда школы России, другие образовательные учреждения вернутся наконец в обычный режим работы, когда будут сняты ограничения. Потому что при имеющихся возможностях дистанционных форм они никогда не заменят традиционного обучения, всегда будут важным, перспективным, полезным, но лишь дополнением. Я сам лично как учитель математики понимаю, что живого контакта, непосредственного диалога учителя с учеником ничто не заменит.
И конечно, мы уже готовимся к началу следующего учебного года. В июле начнутся ремонтные работы в школах, обязательно проведём санитарную обработку всех образовательных организаций, обеспечим готовность каждой школы к соблюдению рекомендаций Роспотребнадзора, а также проведём необходимую просветительскую работу с учениками и их родителями.

Надеемся, что новый учебный год, День знаний ребята по всей стране встретят не по домам перед мониторами, а, как и положено, в своих классах за партами. Всё для этого будет готово на сто процентов.

Пожалуйста, Валерий Николаевич Фальков.

В.Фальков:
- В этом году система высшего образования, пожалуй, впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией. Ещё несколько лет назад это означало бы одно – полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И такое предложение звучало в марте текущего года, когда обсуждались различные стратегии действий вузов в новых условиях.
Вместе с тем, обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, 14 марта всем вузам было рекомендовано перейти на дистанционный режим работы. Это стало настоящим стресс‑тестом для всей системы высшего образования страны, поскольку ни один из вузов такую ситуацию не прогнозировал, соответственно, к ней не готовился. Первые две‑три недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профиля.
Особо хочу отметить в этой непростой обстановке роль ведущих вузов страны. Ситуация с эпидемией наглядно показала, что наличие в системе университетов‑лидеров, уже успешно внедривших цифровые технологии и сервисы в учебный процесс, имеющих опыт разработки и внедрения онлайн‑курсов, позволило дать сотням других вузов пример быстрой трансформации. Московский, Санкт-Петербургский университеты, другие ведущие вузы страны оперативно предоставили всем желающим студентам и преподавателям доступ к своим учебным материалам и онлайн‑курсам.
Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был безальтернативным и в большинстве российских вузов он в целом прошёл успешно. Российская система высшего образования с данным вызовом справилась. Но практика работы в новых условиях выявила ряд важных проблем.
Во-первых, существенно возросла нагрузка на преподавателей, многие из которых до ситуации с эпидемией не имели опыта работы в виртуальной среде. Сохранение качества образования потребовало большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Во многом благодаря усилиям преподавателей большинство из студентов положительно оценивают уровень преподавания в этих непростых, почти экстремальных условиях.
Второе: информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Сыграло свою роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организации образовательной деятельности в дистанционном формате. В этих условиях мы в максимально короткие сроки должны обеспечить свой суверенитет, доработать и внедрить отечественные цифровые платформы для вузов. Заделы в этом направлении у отечественных компаний уже есть.
В-третьих, опыт организации обучения в дистанционном формате наглядно продемонстрировал дефицит достаточно большого количества современных онлайн‑курсов. На созданном ещё до пандемии ресурсе «Современная цифровая образовательная среда», открытом для всех вузов, было размещено 900 открытых онлайн‑курсов, что позволило закрыть лишь семь процентов потребностей страны.
Безусловно, дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать его в качестве полноценной альтернативы, это неправильно, это заблуждение. Ни в коем случае речь не должна идти о полной замене одной системы на другую. И я согласен с тем, что ничто не заменит живого общения преподавателя и студента, без этого немыслим современный университет да и вообще университет.
Вместе с тем предлагается определить стандарты для разработки онлайн‑курсов и запустить отдельную программу стимулирования их создания, вовлекая в такую деятельность максимально широкое количество представителей научных и образовательных организаций.
В настоящее время во многих вузах уже стартовал процесс государственной итоговой и промежуточной аттестации. Принципиальное решение в этой части, поддержанное вузом, состоит в максимальном использовании онлайн‑формата. В случае, когда проведение экзамена в дистанте объективно невозможно, университеты вправе принимать решение о переносе сроков. Речь, например, идёт о лабораторных практикумах в технических или инженерных вузах.
Мы также рекомендовали университетам отменить государственные экзамены, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы. По сведениям от вузов, 77 процентов сохранили оба вида итоговой аттестации выпускников – государственный экзамен и защиту диплома.

В результате принятых мер Минобрнауки планирует завершить учебный год в заранее обозначенные сроки – в первой половине июля. Понимая, что ситуация пандемии влечёт негативные социально-экономические последствия, прежде всего для социально незащищённых категорий обучающихся, мы обсудили с Российским союзом ректоров ряд мер социальной поддержки студенчества. Это прежде всего рекомендация вузам сохранить стоимость обучения при приёме в текущем году на уровне стоимости 2019 года, не повышая её. Предложены и другие меры.
Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением о сохранении доступности очного высшего образования с 1 сентября 2021 года будет существенно увеличено количество контрольной цифры приёма на обучение преимущественно в регионах. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы проработали вопрос и готовы дополнительно в этом году дораспределить 11 тысяч бюджетных мест. Соответствующие предложения в рамках пакета поправок в законодательстве по принятию неотложных мер сегодня рассматриваются во втором и третьем чтении в Государственной Думе. Проект акта Правительства уже подготовлен и разработан и в ближайшее время будет представлен.
Также предлагается предоставить более широкие возможности университетам в части перевода лучших студентов‑платников на бюджетные места в пределах общего объёма вакантных бюджетных мест, которые имеются в каждом вузе на втором и последующих курсах.
В дополнение к этому для сохранения доступности качественного высшего образования предлагаем расширить программу льготного образовательного кредитования студентов, обучающихся на платной основе. Речь идёт о снижении процентной ставки по кредитам до трёх процентов и увеличении срока пользования кредитом до 15 лет.
На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
Частью пакета мер социальной поддержки студентов является уже реализуемая программа трудоустройства студентов на базе вузов. На данный момент 149 университетов участвуют в этой программе. В них трудоустроено почти 16 тысяч студентов. Речь идёт о работе цифровыми ассистентами, консультантами-психологами, менеджерами социальных проектов, аналитиками данных, дизайнерами мультимедиа и так далее. На летний период будут выделены дополнительные рабочие места в приёмных комиссиях.

Одновременно с этим министерство совместно с молодёжной организацией «Российские студенческие отряды» планирует организовать трудоустройство 60 тысяч студентов в летний трудовой семестр. Студотряды организуются по четырём основным направлениям: строительное, сельскохозяйственное, медицинское и педагогическое.

Теперь несколько важных моментов о приёмной кампании 2020 года. В текущем году она пройдёт с рядом особенностей, о многих Вы уже сказали. В первую очередь это касается сроков приёма, порядка подачи документов, проведения вступительных испытаний и зачисления.
Приём документов в вузы на направление магистратура планируется начать в июне, а для выпускников 20‑го года – в июле. При таком графике зачисление в вузы пройдёт в более сжатые сроки, чем обычно, но учебный год вузы настроены начать 1 сентября.
Взаимодействие абитуриентов и приёмных комиссий будет осуществлено опосредованно, без личного присутствия. Поступающие смогут подавать заявление о приёме с приложением необходимых документов по электронной форме через ресурсы вуза либо с использованием централизованного сервиса поступления в вузы онлайн.
Уважаемый Владимир Владимирович, сегодня мы преимущественно сосредоточены на реализации неотложных мер поддержки студентов, преподавателей и вузов в условиях распространения эпидемии коронавируса. Вместе с тем, как Вы справедливо отмечали, нельзя упускать из вида вопросы долгосрочной повестки. Большинство таких вопросов уже сформулировано в национальных проектах «Образование» и «Наука».

В последние двадцать лет в системе высшего образования было реализовано несколько проектов целевой поддержки вузов. Наиболее известными и значимыми из них являются проекты создания федеральных, национальных исследовательских, опорных университетов, специальная программа «5–100».
В условиях пандемии мы по‑иному посмотрели на высшее образование, переосмыслили многие подходы к его развитию, оценили будущие вызовы. Исходя из этого, опираясь на фундамент прежних программ, принимая во внимание все лучшие их наработки, предлагается в текущем году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов. В нём обязательно должны участвовать отраслевые вузы: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные и другие. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития страны. При этом мы можем решить следующие ключевые задачи.
Первая: принципиальным отличием обсуждаемого проекта от уже реализованных должна стать идея тесной интеграции университетов как между собой, так и с научными организациями.
Вторая: в рамках проекта университеты и научные организации должны обеспечить более тесную кооперацию с реальным сектором экономики.
Третья: акцент будет сделан на глубокую кооперацию университетов с регионами в рамках решения задач пространственного развития страны. Реализация этого проекта потребует корректировки мероприятий национальных проектов «Наука» и «Образование». Концептуальные подходы проработаны министерством, соответствующие предложения находятся в процессе обсуждения с Правительством, Администрацией, профессиональным сообществом. Готовы в ближайшее время представить их Вам и в случае Вашего одобрения приступить к немедленной реализации.

Благодарю за внимание.

Теперь давайте поговорим по вопросам подготовки к учебному году, 2020–2021 учебному году, и модернизации системы здравоохранения.

(Обращаясь к С.Кравцову.) Пожалуйста, Сергей Сергеевич.
Кравцов:
- Уже коротко я доложил, что мы уже начали подготовку к следующему учебному году. В настоящее время в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора обеспечиваем необходимые меры по защите наших учащихся, учителей. Все меры будут реализованы. Также активно работаем с Роспотребнадзором, договорились, в том числе проведём проверки общеобразовательных учреждений. Отдельно проведём просветительскую работу с учителями, учениками, и, как я уже сказал, Вы сказали об этом, надеюсь, что учебный год школьники встретят за своими партами в традиционных условиях.


В.Путин: Уже упоминалось, Валерий Николаевич говорил сейчас о работе студентов в летний период, но вообще, в целом об обеспечении занятости студентов есть что добавить и Сергею Сергеевичу, и Валерию Николаевичу?

С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В части трудоустройства студентов среднего профессионального образования действительно могут быть определённые сложности по понятным причинам. Традиционно статистика говорит нам о 62 процентах трудоустройства учащихся, которые закончили среднее профессиональное образование. На сегодняшний день мы создали в каждом колледже центры по трудоустройству. Эти центры все координируются. Мы здесь работаем с коллегами из Министерства труда и в приоритетном порядке обеспечиваем трудоустройство всех желающих учащихся средних профессиональных учреждений. Понятно, что некоторые из них пойдут в учреждения высшего профессионального образования, мы тоже это будем отслеживать, но максимально с субъектами Российской Федерации, как я уже сказал, с Министерством труда делаем всё и координируем эту работу, чтобы у нас не было здесь каких‑то рисков.

В.Путин: Хорошо, спасибо.

Валерий Николаевич?

В.Фальков: Да, уважаемый Владимир Владимирович, я хотел бы добавить, что мы планируем и увеличиваем количество университетов, которые участвуют в программе содействия занятости, трудоустройства студентов. В каждом вузе есть центр карьеры, занятости, который помогает и студентам, и выпускникам. Что касается выпускников, то у нас достаточно большое их количество – 553 тысячи. Кто‑то из них пойдёт и поступит дальше в магистратуру или в аспирантуру, кто‑то выберет другие траектории. Но мы прорабатываем пакет мер, которые помогли бы выпускникам вузов этого года трудоустроиться на рынке труда. И хотели бы отдельно в последующем доложить.

В.Путин: Ладно. Хорошо.

Давайте поговорим по летнему отдыху детей.

Сергей Сергеевич.

С.Кравцов: Владимир Владимирович, с учётом того, что действительно многие школьники находились дома, то есть большая потребность в летнем отдыхе. Понятно, что с учётом эпидемиологической ситуации здесь также необходимо соблюдать все меры Роспотребнадзора, потому что для нас важно обеспечить здоровье школьников, сотрудников учреждений летнего отдыха. Мы здесь задействуем все наши ресурсы: и наши федеральные лагеря, и учреждения дополнительного образования. Мы также создали координационный центр, с 25 мая будет работать «горячая линия». У нас есть понимание по каждому учреждению летнего отдыха, в какой стадии готовности это учреждение, поэтому уверен, что здесь проблем не будет.

В.Путин: Хорошо.

(Обращаясь к А.Поповой.) Анна Юрьевна, Ваши рекомендации в этой связи.

А.Попова: Спасибо большое.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Вы уже сказали о том, что ситуация эпидемиологическая в стране стабилизируется. В течение десяти дней мы видим ежедневное снижение впервые выявляемых и регистрируемых случаев в стране – это очень позитивный показатель. И в общем количестве инфицированных с начала наблюдения, с начала марта, удельный вес детей не превышает семи процентов, если брать детей от нуля до 18 лет, то есть весь этот возрастной интервал. И эти аналитические материалы, прогнозные показатели позволяют нам говорить о том, что летнюю оздоровительную кампанию нужно сегодня планировать и проводить, и начинать проводить в тех регионах, в которых эпидситуация будет наиболее благоприятной. И на первом этапе, который сегодня нам очевиден, проводить её нужно в рамках, или как в пределах, в границах региона, пока без выезда детей за пределы региона с учётом той ситуации, как я уже сказала, которая складывается.

На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
Вы сказали, Владимир Владимирович, во вступительном слове, что летний отдых – тема крайне важная. Это бесспорно, это абсолютно так. И мы сегодня очень внимательно наблюдаем за международным опытом. Страны вошли раньше в эту ситуацию и раньше из неё вышли, и школы открываются уже в европейских странах. И мы мониторируем опыт, как это происходит, как это лучше сделать, чтобы учесть его в своих рекомендациях. И очень стараемся составить свои рекомендации до того момента, когда они станут востребованы, то есть с опережением, чуть‑чуть с упреждением.

На сегодняшний день у нас готовы и проработаны и с экспертным сообществом, и с учётом международного опыта, я уже сказала, и с Министерством просвещения, конечно, в первую очередь методические рекомендации для организации летней оздоровительной кампании. Конечно, это будут другие требования, нежели обычно. Обычные требования и санитарные правила никуда не уходят, их тоже нужно, и в первую очередь нужно соблюдать. Но учитывая, что вирус с нами надолго, мы постарались выработать такие требования, которые позволят обеспечить безопасность детей, сотрудников, которые будут находиться вместе с ними, и вместе с тем позволят детям отдыхать внутри лагеря без масочного режима, с тем чтобы этот отдых был полноценным. Мы включили сюда и усиление контроля за состоянием здоровья, и усиление дезинфекционного режима, и некоторое дистанцирование детей, и требования к организации питания и к режиму обеззараживания – целый ряд мер, которые, мы уверены, позволят отдых сделать безопасным и направленным на оздоровление детей. Эти методические рекомендации уже работают, по ним уже готовятся летние оздоровительные учреждения.

И ещё один документ, который у нас готов, это проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по организации летней оздоровительной кампании в особых условиях – в условиях ещё сохраняющегося риска распространения COVID‑19 в регионах. И при Вашем согласии и при поддержке нашей концепции, Владимир Владимирович, при Вашем поручении это постановление может быть введено и зарегистрировано в ближайшие три дня.

Спасибо большое.

Мы сделаем всё для того, чтобы эта кампания прошла безопасно и в первую очередь направлена на здоровье детей.

В.Путин: Спасибо.

У нас на связи должен быть Васильев Игорь Владимирович, губернатор Кировской области. Он возглавляет рабочую группу Госсовета по задачам регионов в сфере общего образования.

Игорь Владимирович, есть у Вас какие‑то соображения, замечания, предложения по тем вопросам, которые мы сегодня обсуждали?

И.Васильев: Да, если позволите.

Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Если позволите, очень коротко по всему спектру проблем, которые сегодня затрагивали.

Сергей Сергеевич сказал, что регионы в целом справились с ситуацией по дистанционному обучению. Я хотел бы сказать об особенности нашего региона.

У нас был определённый задел в обучении детей на дому. В своё время мы создали центр дистанционного обучения и делали это преимущественно для сельских территорий, о чём Вы и сказали во вступительном слове, чтобы дети независимо от места проживания имели качественный образовательный контент. 29 января этот центр посетила рабочая группа президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. И с учётом рекомендаций Минпросвещения наш центр расширил свою работу, его опыт оказался востребован для выстраивания образовательного процесса в условиях пандемии.

Во время апрельских каникул на базе центра мы провели обучение всех педагогов области, подобрали образовательные технологии и программы, провели настройку всей системы. Ещё с 2018 года мы дополнительно используем электронные учебники. Здесь работает в том числе и частно‑государственное партнёрство, например, мы получаем их от группы компаний «Просвещение». Мы обеспечиваем им все школы централизованно, Владимир Владимирович, это более несколько сот тысяч лицензий.

Что касается единого дня ЕГЭ, в установленные сроки в области будет организовано 70 пунктов проведения экзамена на базе школ и четыре в пунктах на дому для детей‑инвалидов. Все санитарно-эпидемиологические нормы будут, безусловно, соблюдены.

Мы также придаём большое значение старту летней оздоровительной кампании. В сложившейся ситуации начать работу загородных лагерей считаем возможным с 1 июля при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических мероприятий по согласованию с Роспотребнадзором. Мы провели штаб совместно с Роспотребнадзором. До заезда детей в лагеря разработали соответствующий порядок обследования на коронавирус. И аналогичный подход мы будем применять ко всем сотрудникам лагерей. Более того, перед началом работы они должны пройти карантинные мероприятия. Контроль за состоянием здоровья сотрудников и детей в период проведения смен будет усилен, а штат лагеря в обязательном порядке укомплектован врачом.

И очень важное дополнение: в течение всей смены не будут допускаться так называемые родительские дни, посещение детей, с тем чтобы нам спокойно провести оздоровительный отдых.

Владимир Владимирович, хотел бы сказать о том, что идёт подготовка к Государственному совету, о котором Вы сегодня сказали. Мы привлекаем экспертов, получаем предложения от наших коллег из регионов. В июне у нас запланировано заседание рабочей группы, обсуждение ключевых вопросов. И также хотел бы отметить, что при подготовке к Госсовету мы учтём полученный опыт организации учебного процесса в условиях ограничительных мер, но прекрасно понимаем, что дистанционное образование никогда не заменит традиционного обучения, а будет являться дополнением к решению тех проблем, которые есть на сегодняшний день в очном обучении.

И конечно, мы приветствуем решение Министерства просвещения о проведении всероссийских проверочных работ в начале нового учебного года и последующем устранении выявленных пробелов в знаниях школьников, полученных в этот период.

Спасибо, Владимир Владимирович.

Доклад закончен.


Елена Владимировна Шмелёва, хотел бы к Вам обратиться. Я знаю, что в рамках системы «Сириус» проводятся такие когнитивные исследования. И вообще, как «Сириус» себя чувствует? Как он функционирует и когда, как Вы думаете, мог бы работать в полном объёме?

Е.Шмелёва: Уважаемый Владимир Владимирович!

При создании «Сириуса» Вы сразу поручили создать дистанционную среду обучения и конкурсного отбора на наши программы. Мы назвали её sirius‑online и активно используем для всех направлений. Сейчас там учатся, после выпуска из «Сириуса», 65 тысяч школьников и их педагогов по направлению «Наука». Но не только, там проводят ведущие тренеры разбирательства спортивных соревнований, дают теорию, там проходят концерты, мастер‑классы, консультации для музыкантов, конкурс юных исполнителей «Созвездие» в этом году проходит дистанционно. И там же все наши выпускники приняли участие в праздновании Дня Победы.

После начала эпидемии мы предложили всем российским школьникам 4–10‑х классов учиться в sirius‑online. А для этого предложили им принять участие в пригласительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по приоритетным для нас дисциплинам: математика, информатика, физика, химия, биология и астрономия. 400 тысяч школьников сегодня это предложение приняли, зарегистрировались, учатся, решают олимпиадные задачи, осознают свой уровень, принимают участие в разборе этих сложных задач с ведущими педагогами. И конечно, такое количество регистраций за два месяца говорит об огромном интересе к этим предметам, о желании изучать их углублённо под руководством ведущих педагогов страны. И пока дистанционно, но все, конечно же, будут бороться за право приехать на очные программы.

Что важно отметить? Примерно в четверти регионов охват школьников таким углублённым дополнительным обучением составил не менее 10 процентов всех школьников, а в некоторых регионах – даже до трети.

И я хотела бы сказать здесь отдельное спасибо всем губернаторам субъектов‑лидеров, с которыми мы работаем вместе в рабочей группе: Оренбургская, Самарская, Воронежская, Нижегородская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская, Курская, Новосибирская области, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Кабардино-Балкария и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Многие материалы предоставила Москва, а добиться такого охвата мы смогли благодаря участию Общероссийского народного фронта. И считаем, что все вместе с нашими экспертами мы сделали очень значительный шаг в направлении системного и равнодоступного механизма профориентации, развития способностей и талантов у школьников всей страны.

Сегодня в sirius‑online доступны программы для изучения школьных предметов на углублённом уровне, а вместе с губернаторами, там, где уже открыты региональные центры, работающие по модели «Сириуса», мы предложим каждому учащемуся дистанционно, а когда станет возможно – очные программы, которые это продолжат.

И мы предложили бы продолжить наш опыт на организацию умного и активного отдыха в этом году. Мы могли бы в sirius‑online объявить набор студентов и представителей региональных компаний‑партнёров для организации проектной, прикладной, технологической, а по сути, воспитательной работы школьников на базе наших региональных центров. Тогда они смогут узнать и стратегию развития регионов, и познакомиться с ведущими опорными университетами, которые в большем количестве смогут принять, и пока они могут учиться дистанционно, а потом встретиться очно.

На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
На совещании о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (в режиме видеоконференции).
В работу по организации летнего отдыха в первую очередь могут включиться студенты из нашей ассоциации выпускников «Сириуса» и получатели грантов Президента, это почти семь тысяч успешных студентов российских университетов, сильные педагоги‑предметники, работающие в «Сириусе», в региональных образовательных центрах, волонтёры Общероссийского народного фронта.

Мы также договорились, что вместе с нашими выпускниками, Федерацией хоккея, волонтёрами ОНФ мы можем сделать детский отдых не только умным, но и спортивным, и для этого провести всероссийское спортивное мероприятие по флорболу по упрощённым правилам под названием «Хоккейное лето», это когда на твёрдой поверхности в кроссовках идёт игра с мячиком. Мы такие турниры в «Сириусе» проводим, они очень востребованы и позволяют готовить не только хоккеистов, но приобщать к спорту детей по науке и искусству. Таким образом, «Хоккейное лето» начнётся с просветительских мероприятий, а потом уже тренировочные соревнования.

Аналогично с нами готовы работать и Федерация шахмат, Федерация велосипедного спорта. И также все наши эксперты по направлению «Искусство» могут использовать дистанционные формы, для того чтобы очно поддерживать ребят по всем направлениям музыкального искусства. Центральная музыкальная школа, Санкт‑Петербургский дом музыки подготовили предложения, и мы можем это лето сделать в том числе музыкальным за счёт мастер‑классов, открытых уроков, программ повышения квалификации для педагогов региональных центров, концертов лауреатов «Созвездия» и получателей грантов Президента. Таким образом, мы получили инструмент и системной работы, и, возможно, трудоустройство студентов уже этим летом, в том числе на базе и детских лагерей, и наших региональных центров.
В.Путин: Татьяна Алексеевна, по поводу федеральных учреждений социальной сферы.

Т. Голикова: Спасибо, Владимир Владимирович.

Прежде чем сказать несколько слов о федеральных учреждениях социальной сферы, хотела бы сказать, что всё‑таки, по общему мнению коллег, которые сегодня здесь присутствуют, и коллег, которые не имеют возможности участвовать в совещании, но смотрят нас, оценивают таким образом, что всё‑таки наша образовательная система в условиях пандемии очень достойно прошла свою проверку на прочность. Понятно, что в режиме самоизоляции в одном доме учились и школьники, и студенты. И мы прекрасно понимаем, с какими сложностями, иногда психологическими сложностями, сталкивались. Мы понимаем, какие выявились проблемы, понимаем, что над ними надо работать. Но, с другой стороны, и коллеги сегодня об этом говорили, эта работа в условиях пандемии, дистанционка, она в том числе подвигла нас на то, чтобы по‑другому посмотреть на некоторые перспективы развития нашего образования: и общего образования, и среднего, и высшего. Коллеги сегодня пытались сказать, понятно, что в рамках такого совещания невозможно обсудить всё, но, мне кажется, главное, что нужно подчеркнуть, что то, над чем мы трудились в соответствии с Вашим указом 2018 года в рамках национальных проектов «Образование» и «Наука», потребует от нас, наверное, несколько иного взгляда. И мы к этой работе готовы. И, соответственно, когда запустим её, будем готовы внести соответствующие предложения.

Я услышала обеспокоенность коллег, которые выступали, от Максима Яковлевича, по поводу того, что, с одной стороны, наконец‑то Вы объявили дату ЕГЭ, надеемся, что она с учётом эпидобстановки «прибита гвоздём к стене», но в то же время его беспокоит некоторая нормативная неурегулированность вопросов ЕГЭ. Я просто хочу успокоить коллег, что сегодня и, я надеюсь, завтра Государственная Дума примет поправки, которые внесены Правительством в законодательство, и будут предоставлены полномочия Правительству об установлении особенностей государственной итоговой аттестации за 9‑й и 11‑й классы, и тогда все вопросы будут соответствующим образом урегулированы.

Кроме того, Вы, Владимир Владимирович, и Елена Владимировна говорили о том, какими возможными способами можно было бы проводить летнюю оздоровительную кампанию. А с учётом того, что Вы во вступительном слове сказали о каких‑то, может быть, недополученных знаниях нашими школьниками, студентами, которых было бы неплохо потестировать и в следующем учебном году, здесь, я думаю, что те новые инфраструктуры, которые мы создали, Елена Владимировна упомянула о так называемых маленьких «сириусах» в регионах, есть точки роста при школах, есть «кванториумы» стационарные, мобильные, есть IT‑клубы, и можно было бы с привлечением студентов, во время летнего оздоровительного отдыха в том числе, и сделать такие смены, которые позволяли бы интерактивно нашим детям и восстановить знания, и развить свои знания, которые у них есть.

Теперь несколько слов о федеральных учреждениях социальной сферы. Хочу сказать, что, начиная с тех сложностей, которые возникли у нас с тем, что все были ограничены в передвижениях, ограничены в общении, и, естественно, наши учреждения были в определённой степени ограничены в предоставлении тех или иных услуг, которые традиционно были для них доступны, и мониторя эту ситуацию, мы видели, что финансовая устойчивость наших учреждений, учреждений высшего образования, здравоохранения, культуры, науки, она тоже выдерживала проверку на прочность. И эта ограниченность в предоставлении ими услуг привела к тому, что по ряду учреждений может возникнуть, а где‑то уже возникла ситуация в недостаточности обеспечения государственного задания по приоритетным расходам, которые федеральные учреждения должны осуществлять. В первую очередь, конечно, это касается исполнения наших обязательств перед гражданами по заработной плате, реализации тех положений 597‑го Указа Президента, который был издан ещё в 2012 году. И здесь, мониторя эту ситуацию, мы сочли возможным предложить Вам выделить определённые финансовые ресурсы на поддержку федеральных учреждений высшего образования, здравоохранения и науки. Финансовые ресурсы по культуре мы уже направили. И мы приблизительно оцениваем объём таких финансовых ресурсов, без учёта культуры, которая уже получила деньги, в 41,4 миллиарда рублей.

Это не значит, что мы будем эти финансовые ресурсы раздавать. Мы предлагаем провести или завершить – мы его просто начали – мониторинг финансового состояния потребности федеральных учреждений в такого рода ресурсах и, соответственно, распределить таким образом, чтобы это обеспечивало, как я уже сказала, те приоритетные расходы, которые нужно будет осуществлять для того, чтобы была полностью обеспечена деятельность федеральных учреждений. И по результатам, может быть, двух этапов выделения таких финансовых ресурсов мы бы были абсолютно спокойны, что все те задачи, которые Вы поставили перед федеральными учреждениями, задачи, которые мы должны реализовывать посредством их деятельности в рамках нацпроектов, которые можно реализовывать в этом году, и пандемия этому не помеха, будут в полном объёме исполнены. Поэтому просим Вашей поддержки в такого рода работе.

21.05.2020


Возврат к списку