Депутат должен следовать букве закона

Депутат должен следовать букве закона 11.06.2020

Депутат должен следовать букве закона

Основой для организации любого уровня власти является соответствие законодательству. Иначе непременно будет прокурорское реагирование. Комиссия по законодательству районного Совета депутатов выполняет именно эту функцию -- рассматривает принимаемые нормативные правовые акты на предмет соответствия закону. Сегодня о работе комиссии рассказывает ее председатель Дмитрий Сухов.

- Для начала, давайте отметим определяющие для районного Совета законы и нормативные правовые акты. Чему всегда необходимо соответствовать?

- Естественно, это Конституция России и Конституция Республика Саха (Якутия). Как говорится, это не обсуждается. Затем идет целый свод кодексов – гражданский, налоговый, административный, лесной и т.д. Конечно, основным для нас законом является 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 г. Это как настольная книга для муниципалов – депутатов, муниципальных служащих, руководителей. И далее идут республиканские законы, принятые во исполнение 131-ФЗ и других федеральных законов. На муниципальном уровне главным документом, конечно, является устав. Его можно назвать и называют нередко законом местного уровня. Все остальное - регламенты, положения, порядки, решения - принимаются уже в соответствии с указанными актами федерального, республиканского, местного уровня. Так было и так будет.

-  Вы избирались депутатом поселенческого уровня – Мирнинского городского Совета.
Теперь Вы депутат районный. Как кратко можете охарактеризовать особенности МСУ на этих уровнях?

- Местное самоуправление потому и называется местным, чтобы решать вопросы местного значения. Переход на поселенческий уровень организации местной власти по итогам выборов в 2005 году был осознанным шагом руководства нашей республики. И оправданным. Ведь посмотрите, с тех пор, как бы ни ругали МСУ, оно крепко стоит на ногах. Сколько за это время выросло мэров и депутатов. Граждане начинают осознанно участвовать в местных процессах. Главное, самоуправление вписалось в общую схему организации власти согласно Европейской хартии и федеральному законодательству. Была обеспечена шаговая доступность власти для населения. Если характеризовать МСУ по видам, то все вытекает из полномочий. В общем, местное самоуправление должно обеспечивать вопросы жизнедеятельности населения. Если делить на поселения и район, то город в нашем случае – это дороги, ЖКХ, светофоры, благоустройство, озеленение, содержание парков и скверов…
Район – это уже образование, здравоохранение, культура, спорт, вопросы взаимодействия всех структур, расположенных на территории муниципального района. При этом есть перекликающиеся полномочия. Но я считаю, что если, к примеру, развитием культуры и спорта занимаются и район, и поселение, то эти направления только выиграют. Еще стоит отметить, что в нашем районе есть хороший опыт межмуниципального сотрудничества. Вот на районном Совете практически при каждом рассмотрении бюджетных вопросов проходит поддержка городских и сельских поселений. И это правильно и дальновидно. Ведь мы вместе отвечаем за социально-экономическое развитие района.

 - Если взять в целом ситуацию по местному самоуправлению в Российской Федерации,
в чем, на Ваше усмотрение, видятся проблемы?

-  Главная проблема, и об этом не раз говорилось, нестабильность законодательной основы местного самоуправления. И я не одинок в этом мнении. Постоянно меняющееся законодательство в лице, прежде всего основного закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», влечет за собой постоянное внесение изменений в устав и другие нормативные правовые акты муниципальных образований. Это непрерывный процесс. Меняются другие законы, самоуправлению вменяются новые полномочия. Так, с 1 января 2020 г. вступили в силу отдельные положения 498-ФЗ от 18 декабря 2018 г. Речь об ответственном отношении к животным. Эти нововведения кардинально меняют работу поселений с безнадзорными животными. Но условия для исполнения переданных государственных полномочий имеются не у всех поселений. Об этом как раз писал мой коллега, депутат Александр Грудинин. Он, в частности отметил, что субсидии из госбюджета в Мирнинском районе получают только 3 муниципальных образования, где имеются приюты для животных. Но ведь это не обозначает, что данной проблемы нет в других населенных пунктах. Вот тема для продолжения дискуссии. Особо стоит отметить 87-ФЗ от 1 мая 2019 г., которым введено понятие муниципального округа. А ведь это очень серьезный посыл. Пойдет на это республика или нет, вопрос пока не обсуждался. В настоящее время, как мы понимаем, не до округов. Но муниципалитеты должны понимать последствия реализации данного закона и определяться со своей позицией. Хотя мне могут возразить, что еще есть время переходного периода - до 2025 года. Время летит быстро, а для взвешенного решения необходимы мнения и анализ ситуации по всей республике. Бурно обсуждался муниципальной общественностью закон, который отнес депутатов представительного органа к лицам, замещающим муниципальные должности. Что повлекло за собой обязательное предоставление сведений о доходах и имуществе всеми депутатами - от маленького села до миллионного города. Сейчас закон уточнен в пользу депутатов сельских поселений. Вот такие штрихи к общей картине местного самоуправления Российской Федерации. А Якутия, Мирнинский район, естественно, будучи встроенными в общую законодательную систему страны, должны следовать букве закона.

- 8 сентября исполнится 2 года со дня выборов депутатов райсовета IV созыва. Как проходит законотворческая работа?

- И законотворческая, и работа в целом представительного органа проходит в штатном режиме. Ведь организационная, законодательная основы у районного Совета за прошедшие годы подготовлена хорошая. Мы не с нуля начинали, и это радует. Считаю, что движемся в нормальном режиме. Отметить хочу 2 мероприятия, проведенных на базе нашего райсовета. Это Круглый стол по актуальным вопросам местного самоуправления с участием республиканских экспертов и депутатов из Вилюйского района. Серьезная Резолюция принята по его итогам и направлена в парламент, правительство и муниципальные объединения. Курсы повышения квалификации проведены для депутатов разных уровней, когда к нам приехала команда экспертов и преподавателей АСДГ. Это все к вопросу об уровне работы райсовета. За это время 2 законодательные инициативы направлены в Ил Тумэн согласно решению сессии. Одна из них принята по Закону "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". Речь идет об отрицательном трансферте для поселений – большое достижение. Это работа, прежде всего, финансовых структур районной администрации в течение нескольких лет. Сейчас на подходе рассмотрение еще одной законодательной инициативы. Так что движемся вперед.

- В чём, по Вашему мнению, суть депутатской деятельности? Чем должен заниматься народный избранник?

-  Депутат – представитель населения, своих избирателей. И он обязан представлять их интересы при голосовании за решения. В целом работа представительного органа состоит в принятии необходимых нормативных правовых актов и других решений для обеспечения жизнедеятельности района. В этом суть местного самоуправления. Представительный орган принимает решения. Исполнительный орган воплощает эти решения в жизнь. У каждого свои функции и полномочия. И главное - следовать букве закона.

 Подготовила Гульсум Бейсембаева

Сухов Дмитрий Владимирович, адвокат адвокатской Палаты РС(Я), депутат Мирнинского городского Совета III и IV созывов (2016-2018 г.г.), депутат районного Совета IV созыва, член КПРФ, избран по единому мажоритарному пятимандат ному избирательному округу от партии «КПРФ», председатель комиссии по законодательству, член комиссии по социальным вопросам.

Возврат к списку