Воины-интернационалисты Мирнинского района вспоминают об ангольских событиях

Воины-интернационалисты Мирнинского района вспоминают об ангольских событиях 15.02.2021

Воины-интернационалисты Мирнинского района вспоминают об ангольских событиях

15 февраля в Российской Федерации отмечается официальная памятная дата - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Дата приурочена к завершению вывода советских войск из Афганистана в 1989 году, где наши военнослужащие находились с 1979 года.

Впрочем, многие наши военные и гражданские специалисты оказались в Афганистане задолго до известных событий. В ходе боевых действий на территории этой страны в период с 1979 по 1989 год погибли около 15 тыс. советских военнослужащих. В этот день вспоминают не только ветеранов войны в Афганистане, но и других российских военнослужащих, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны в нескольких десятках государств Азии, Африки и Латинской Америки - Афганистане, Анголе, Эфиопии, Сирии, Вьетнаме, Корее, Мозамбике, Никарагуа, на Кубе, в республиках бывшего СССР, Югославии и др. Советский солдат принимал участие во многих локальных военных конфликтах, некоторые войны были неофициальными и даже секретными: гражданская война в Китае (1946-1950), Корейская война (1950-1953), война в Алжире (1954-1964), война во Вьетнаме (1965-1975).

Подвиги советских солдат на этих войнах пока остаются мало известными. До недавнего времени секретной оставалась и миссия наших соотечественников в Анголе. Подробности участия советских граждан в ангольской войне малоизвестны. Мало-помалу с этой войны снимается завеса секретности. Настало время рассказать правду российским гражданам об этой войне, о подвигах наших солдат и офицеров.

НЕ ВСЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ СССР СУЖДЕНО БЫЛО ВЕРНУТЬСЯ ИЗ ЭТОЙ КОМАНДИРОВКИ

15 февраля - это день памяти всех граждан России, проявивших самоотверженность и преданность Родине оказавшись в зоне вооруженных конфликтов происходивших и происходящих за границами Отечества. В этот день по всей территории России проходят торжественные и памятные мероприятия. В этом году, учитывая действие особого режима, связанного с COVID-19 большая часть мероприятий ограничится возложением цветов к памятным местам наших населенных пунктов. Уроки мужества и встречи ветеранов боевых действий с учащимися средних школ, колледжей и высших учебных заведений пройдут в дистанционном формате. Сегодня мы расскажем о событиях в Анголе. С середины 70-х гг. прошлого века эта бывшая португальская колония стала объектом многоуровневого противостояния. На национальном уровне война велась между пришедшим к власти национально-освободительным движением МПЛА и вооруженными оппозиционерами из УНИТА и ФНЛА, на региональном - между Анголой и ЮАР, и, наконец, в глобальном плане соперничали две сверхдержавы - СССР и США.

В этот конфликт были вовлечены также национально-освободительные движения: СВАПО, борющаяся за освобождение Намибии, и АНК, выступавший против узурпации власти в ЮАР белым меньшинством. Размах конфронтации, как и количество вовлеченных в конфликт сил, вышел далеко за рамки одной страны и все нарастающими темпами превращал эту горячую точку планеты в масштабную зону нестабильности, грозящую вылиться в очаг глобального конфликта между ведущими ядерными державами. Практически впервые в истории СССР советским руководством была поставлена задача за тысячи километров от границ своего Отечества, в далекой Южной Африке помочь другой стране в строительстве национальной армии, отражении внешней агрессии и борьбе против внутренней вооруженной оппозиции. И не только. Руководство СССР, не считаясь со средствами, стремилось превратить Анголу в эталон африканского социалистического государства, целиком и полностью ориентирующегося на Советский Союз.

В широком смысле слова Ангола, занимавшая важное геостратегическое положение и богатая природными ресурсами (нефть, алмазы, железная руда), рассматривалась советским руководством как своеобразный ключ к Африке, как база распространения своего политического и военного влияния в регионе. В плане глобального противостояния Соединенным Штатам Ангола представляла собой немаловажный объект интереса со стороны руководства советскими Вооруженными Силами. После провозглашения независимости Анголы между СССР и НРА было подписано соглашение об использовании ее военной инфраструктуры. Вскоре военно-морские базы Анголы поступили в распоряжение советской оперативной эскадры, аэродромы были предоставлены для посадок нашей стратегической, разведывательной, транспортной и противолодочной авиации. А для создания национальных ВС в эту страну направлены тысячи военных советников.

Ангола.png

БИТВА ЗА КУИТО-КУАНАВАЛЕ 

В Анголу широким потоком пошла советская военная помощь. Только за три месяца, прошедших после провозглашения независимости 11 ноября 1975 г., из СССР в порты Анголы, контролируемые отрядами МПЛА, прибыло 27 крупнотоннажных транспортов из СССР и Кубы с боевой техникой, автомобилями, оружием и боеприпасами. Оружие для МПЛА поставляли и Югославия, ГДР, Алжир. Всего до апреля 1976 г. только из СССР в адрес МПЛА, а затем сформированного им правительства было поставлено до 30 вертолетов Ми-8, 10 истребителей МиГ-17 и МиГ-19, 12 машин МиГ-21 различных модификаций, 70 танков Т-34, 200 танков Т-54, 50 плавающих танков ПТ-76, более 300 БТР-152, БТР-60ПБ, БМП-1 и БРДМ, около 100 установок залпового огня БМ-21 и БМ-14. Направлялись также 122-мм артиллерийские системы Д-30, минометы, зенитные установки ЗИС-3-76, ЗПУ-1, ЗУ-23-4, ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы «Стрела-2» и в больших количествах современное стрелковое вооружение. Большая часть этого оружия поставлялась «в интересах кубинцев», прибывших в Анголу на помощь МПЛА. Пытаясь не допустить полного разгрома УНИТА - своего верного союзника в регионе, армия ЮАР неоднократно вторгалась в Анголу.

В боях на ангольской территории участвовали отборные силы группировки войск ЮАР, сосредоточенной на границе Анголы с Намибией, в частности батальон «Буффало», 101-й «черный» батальон территориальных сил Намибии и 61-я механизированная бригада ВС ЮАР. Всего же группировка войск ЮАР в приграничных районах насчитывала около 20 тысяч солдат и офицеров, до 150 танков и БТР, 400 артиллерийских орудий. Действия наземных войск поддерживали более 80 современных боевых и транспортных самолетов и вертолетов. Самым крупным противостоянием анголо-кубинских войск с южноафриканскими и унитовскими формированиями в ходе всего ангольского конфликта стала «Битва за Куиту-Куанавале» в 1987-1988 гг. (в ЮАР эта операция носила кодовое название «Модулар»).

По официальным ангольским правительственным данным, в ходе этой операции было уничтожено около 1400 контрреволюционеров, захвачено более 1380 единиц артиллерийского и стрелкового вооружения, сбито до 40 самолетов и вертолетов ВВС ЮАР. О масштабе боевых действий говорит тот факт, что ангольские и кубинские ВВС с августа 1987 г. по май 1988 г. совершили 2950 боевых вылетов с аэродромов Куиту-Куанавале и Менонге. Около 1100 из них пришлось на выполнение боевых задач по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным войскам, в ходе которых были уничтожены сотни унитовских и южноафриканских солдат и офицеров, а также десятки единиц боевой техники. Согласно данным ЮАР, южноафриканские самолеты «Мираж F-1AZ» и «Буканир» совершили в ходе операции около 700 боевых самолето-вылетов, сбросили на позиции ангольских и кубинских войск 3068 бомб: 1658 250-килограммовых осколочных, 872 250-кг фугасных, 433 120-кг осколочных и 105 120-кг фугасных. «Битва за Куиту-Куанавале» стала поворотным пунктом в истории Анголы.

Она положила начало «разводу» кубинских и южноафриканских войск. После более чем 14 месяцев непрерывных боев в ангольской саванне стороны, убедившись, что военным путем не смогут решить всех проблем, пошли на переговоры. И в конце концов было принято решение о поэтапном и одновременном выводе кубинских и южноафриканских войск из Анголы. Соглашение об этом было подписано в Нью-Йорке 22 декабря 1988 г. Но еще более 10 лет в стране продолжалась гражданская война. Главным ее генератором стал лидер УНИТА Савимби, не хотевший идти на уступки ангольскому правительству. Однако успехи Вооруженных Сил Анголы в наступлении против позиций УНИТА в центре страны в ходе операции «Восстановление» заставили отряды УНИТА отступить. Части и подразделения ангольской правительственной армии (ФАА) провели в 2000-2001 гг. ряд операций по зачистке территории от вооруженных оппозиционеров в провинциях Уамбу, Бие, Маланже, Мошику, Северная и Южная Лунда, в ходе которых достигли существенных успехов. Наконец в феврале 2002 г. в ходе операции ангольских войск «Киссонде» в провинции Мошику, недалеко от границы с Замбией, лидер УНИТА Савимби попал в засаду и был уничтожен.

Военное противостояние в Анголе, длившееся почти тридцать лет, завершилось. Война в Анголе для большинства российских граждан и сегодня остается во многом неизвестной. Вокруг пребывания там советских военнослужащих создается ореол таинственности и загадочности. У большинства советских военнослужащих, побывавших в Анголе, и по сей день в личных делах никаких отметок о пребывании в Африке нет. Хорошо, если вместо записи о «спецзагранкомандировке» стоит неприметный штамп с номером воинской части, за которым скрывалось 10-е Главное управление Генерального штаба ВС СССР. Не могут многие рассчитывать и на льготы, положенные участникам боевых действий: попробуй, докажи свою причастность к событиям тех лет: Основная масса побывавших в Анголе советских военнослужащих - офицеры и прапорщики, специалисты-практики по боевому применению и обслуживанию вооружения и боевой техники, летчики, штабные работники, командиры с опытом командования ротами, батальонами, полками и даже крупными соединениями, а также военные переводчики. Первая группа из 40 человек, состоявшая из специалистов по боевому применению и военных переводчиков, прибыла в Анголу сразу после провозглашения независимости страны 11 ноября 1975 г. Она имела карт-бланш на участие в боевых действиях: в пути из Москвы была получена секретная шифротелеграмма, которая «разрешала советским военным специалистам принимать участие в боевых действиях на стороне сил МПЛА и кубинских войск». Одним из первых главных военных советников в Анголе стал опытный генерал И. Пономаренко, командовавший в СССР гвардейской армией, развернутой по штатам военного времени.

До сих пор в Анголе с теплотой вспоминают генерал-полковника К. Курочкина, который получил среди ангольцев и кубинцев известность как «генерал Константин». Имевший опыт Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане, он приехал в Африку с должности заместителя командующего Воздушно-десантными войсками. В ВДВ служил и генерал-полковник В. Беляев, бывший в 1988-1991 гг. заместителем, а затем и главным военным советником в Анголе. Только за период официального военного сотрудничества СССР с Анголой, с 1975 по 1991 г., в этой африканской стране с целью оказания помощи в строительстве национальной армии побывало около 11 тыс. советских военнослужащих, из них 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров, более 3,5 тыс. прапорщиков, мичманов, рядовых, а также рабочих и служащих СА и ВМФ, не считая членов семей советских военнослужащих.

Кроме того, в этот период у берегов Анголы несли боевую службу тысячи советских военных моряков, в том числе и морских пехотинцев, которые находились на борту заходивших в порты Анголы боевых кораблей. Нашим военнослужащим, носившим чужую форму и не имевшим при себе никаких документов, удостоверяющих личность, нередко приходилось жить в палатках и землянках, постоянно испытывая серьезные бытовые неудобства и лишения: отсутствие воды, электричества, полноценного питания и медицинского обеспечения. А часто, выходя на совместные с ангольцами боевые операции, они брали в руки автоматы и пулеметы, садились за штурвалы боевых машин пехоты и рычаги танков, пульты управления огнем ракетных и зенитных установок. Это были настоящие военные профессионалы, много сделавшие для создания Вооруженных Сил Анголы.

В том, что ангольская армия, начиная с середины 80-х годов XX века, стала практически на равных «вести разговор» с самой боеспособной в то время армией африканского континента - армией ЮАР - огромная заслуга тысяч советских офицеров и генералов, в разное время работавших в Анголе. Но не всем из них суждено было вернуться на Родину. Некоторым пришлось отдать свои жизни этой африканской стране. Считается, что в период до 1991 г. в ходе боевых действий в Анголе погибли и умерли 54 советских гражданина, в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата срочной службы и двое служащих. За этот период были ранены 10 человек, а один советский военнослужащий - прапорщик Пестрецов в ходе агрессии ЮАР в августе 1981 г. попал в южноафриканский плен и провел в тюрьмах ЮАР около полутора лет. Только благодаря кропотливой работе сотрудников советского МИД и секретным переговорам с южноафриканскими спецслужбами его удалось освободить.

Воины-интернационалисты
Мирнинского района

Информация подготовлена по материалам:

Сергей КОЛОМНИН

полковник, член совета Союза ветеранов Анголы,

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/5477

Глава Представительства «Союза ветеранов Анголы»

В Краснодарским крае и  Республике Адыгея

Вадим Демин




Возврат к списку