История одного экспоната: приглашаем в краеведческий музей
История одного экспоната: приглашаем в краеведческий музей
Краеведческий музей продолжает проект «История одного экспоната». Он задуман как серия показов фондовых предметов нашего музея.
В экспозиции музея представлены экспонаты – кафтан (плащ) шамана, бубен – дюнгюр и различные амулеты для обрядов, которые вызывают особый интерес у посетителей. Данные экспонаты, с соблюдением всех канонов и правил, выполнены мастерами фабрики «Сардаана» г. Якутска.
Представленный в музее кафтан – из выделанной коровьей кожи, спереди короткий, не закрывающий колен, сзади до пола. По краям и по всей поверхности нашита бахрома из пучков тонко нарезанной ровдуги. На этих ремешках закреплены различной формы и размера железки, это колокольца, трубочки и пластинки, которые изображают животных, птиц, рыб и символы небесных светил. Считается, что эти металлические предметы не ржавеют и имеют душу.
Шаманский бубен – «тюнгюр» имеет яйцевидную форму. Обод – деревянный, из лиственницы, на которую натянута тонкая выделанная кожа. Колотушка в виде слегка изогнутой лопаточки с коротенькой ручкой изготовлена из дерева и обшита оленьими камусами. Бубен по представлениям якутов, символизировал коня, на котором шаман совершал путешествие в другие миры, а колотушка считалась плетью или кнутом шамана.
Также в музее находится репродукция известной картины «Шаман» (1926 г.) художника Ивана Васильевича Попова, подаренная постоянной посетительницей музея. У посетителей музея вызывает интерес не только сама картина, но и личность художника.
Иван Васильевич Попов (1874—1945 гг.) – этнограф, первый народный и профессиональный художник Якутии. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса в семье русского сельского священника. Он рос среди якутов, и якутский язык стал ему родным. С 1891 года Иван Попов служил в разных церквях псаломщиком и характеризовался только с лучшей стороны. В 1900 году он преподавал рисование в духовной семинарии, совмещая службу псаломщиком в тюремной церкви. В 1902 году был определен на службу в Холгуминскую церковь, затем по распоряжению епархиального начальства был командирован на один год в Москву и Петербург обучаться на иконописца.
С 1905 года Иван Васильевич занимается сбором этнографических коллекций для петербургских музеев. Эти занятия обогатили его краеведческими знаниями. Взгляды будущего художника на жизнь сформировались под влиянием демократически настроенной интеллигенции и политических ссыльных. Иван Васильевич был также прекрасным фотографом. В родном селе Ытык-Кюёль работал учителем. Кроме того, он лечил людей народными средствами, его жилище стало своеобразным медпунктом. Лекарства он выписывал из города. Умел вправить кости, удалял зубы, принимал роды, даже владел гипнозом, от шаманов перенял опыт якутской медицины.
В картине «Шаман» художник тщательно показал детали одежды, бубна шамана и передал характерную позу и мимику лица. И неудивительно, что, глядя на картину, можно почувствовать некую атмосферу магического обряда.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас посетить музей, где вы сможете узнать еще больше о культуре и истории родного края.
Из истории. Шаманизм — ранняя форма религии. Из различных научных источников известно, что в Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. Несмотря на обилие исследований, а может и благодаря им, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте шаманизма, хронологический диапазон которого колеблется от эпохи камня по наши дни. По-прежнему нет общего определения, что такое шаманизм. Существуют различные трактовки термина «шаманизм», суть которых заключается в вере в существование многочисленных духов и божеств, а также особых посредников – шаманов, которые способны вступать общение с духами и богами. Данная форма религии возникла в эпоху первобытного строя и пришла в упадок на стадии возникновения классовых обществ.
Шаманство составляло преобладающую форму религии почти у всех народов Сибири. Слово "шаман" тунгусское (саман, шаман – возбужденный, исступленный человек). Интересный факт, что у якутов, бурят и алтайцев шаманство разделялось на черное и белое. Первое походило на обычный шаманский культ, а второе представляло собой уже служение особым светлым божествам. Сама идея добрых, светлых божеств, отличных от злых духов, возникает сравнительно поздно, как порождение более сложных условий общественной жизни.
По имеющимся сведениям, среди якутских шаманов существовало социальное деление: среди них были как богатые, так и бедные. Все они вели такой же образ жизни, как и другие члены родов – занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Но шаманы имели дополнительный доход – им платили за исполнение обрядов, выделяли дополнительный пай при коллективном лове рыбы и т.п.
Кроме мужского шаманства, у якутов было известно и женское. Шаманка – «удаган», считалась в некоторых случаях даже сильнее шамана.
Главной функцией шаманов было «лечение» людей и скота путем совершения ритуальных действий, направленных на «изгнание» или «умиротворение» духов, причинивших болезнь. Они также совершали обряды, ранее входившие в промысловый культ, культы божеств-покровителей рода и племени и др. Шаманом мог стать человек «по воле духов». Люди, которым суждено было стать шаманами, иногда имели особые метки – родимое пятно, лишний палец и т.п. В детстве они отличались от других детей впечатлительностью, возбудимостью, особой восприимчивостью.
Сардана Софронова,
краеведческий музей