Татьяна Шарова: «Мы сохраняем цены на прежнем уровне»

Татьяна Шарова: «Мы сохраняем цены на прежнем уровне» 28.03.2022

Татьяна Шарова: «Мы сохраняем цены на прежнем уровне»

Два года назад Мирнинский молокозавод, существовавший уже более полувека, сменил организационно-правовую форму, но сохранил нацеленность на лучшие традиции отечественного производителя. Это стабильное и постоянно развивающееся производство. На проходивших в столице РС (Я) выставках-ярмарках предприятие получило золотую медаль в номинации «Безалкогольные напитки», занимало призовые места в категории «Молочное производство». За это время бренд «МИРМИЛК» (так теперь называется наш молокозавод) стал широко узнаваемым.

На предприятии работают тридцать девять человек. Здесь постоянно совершенствуются технологические процессы, расширяется ассортимент. Небольшой, но слаженный коллектив выпускает в год 900 тонн продукции, среди которой не только молоко, но и разно­образные кисломолочные продукты (кефир, в том числе обезжиренный, ряженка, йогурт, сметана), а также безалкогольные газированные напитки. Особую гордость работники чувствуют за любимое всеми лакомство — мороженое. Мирнинское мороженое пользуется популярностью у населения. Кстати, в перспективе планируется освоить производство мягкого сыра и сывороточных напитков с высокой пищевой ценностью.

В молочном цехе трудятся отличники пищевой индустрии Республики Саха (Якутия) Валентина Зайцева и Мария Заводская. В прошлом году такое же высокое звание присвоено и директору предприятия — Татьяне Шаровой.

IMG_8852.JPG

В 2021 году «МИРМИЛК» присоединилось к благотворительному движению «Добрые крышечки»: сбор пластиковых крышек с последующей передачей на дальнейшую переработку ведется в детских садах, школах и на городском рынке. Совместно с администрацией Мирнинского района уже на протяжении нескольких лет реализуется проект «Молоко – первоклассникам»: дважды в неделю каждый ученик первого класса получает порцию свежей молочной продукции: молоко, йогурт или снежок.

В соответствии с законодательством РФ в прошлом году общество приступило к маркировке сначала мороженого, затем всей молочной продукции со сроком годности менее 40 дней. В 2022 году в перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, включена и чистая питьевая вода. Об особенностях и сложностях данного процесса рассказала директор общества Татьяна Шарова:

 

         - Законодатель стал вводить маркировку молочной продукции не сразу, а поэтапно. Иначе небольшие производители, как мы, просто не смогли бы с этим справиться. С января прошлого года начался тестовый режим маркировки. Было выбрано несколько крупных заводов-производителей молочной продукции, и на них тестировали, как маркировка будет наноситься в производственных условиях, считываться, регистрироваться. После завершения тестовой части, с 1 июня прошлого года мы уже приступили к маркировке мороженого. В целом, мы планово прошли этот период, ощутили на производстве, как работает весь процесс, настроили автоматизацию маркировки. С 1 декабря началась маркировка уже всей остальной молочной продукции со сроком годности до 40 дней. И с января этого года начали тестовый вывод маркированной продукции у себя на кассе при реализации продукции в розничной торговле. С 31 марта вся розничная реализация маркированной «молочки» начнет проходить процесс вывода из оборота при формировании чека с маркой, которая присвоена именно этой единице продукции. То есть невозможно будет купить молочную продукцию просто так, со считыванием только штрих-кода формата EAN-13. Кроме него будут считывать еще и код маркировки и передавать сведения о продажах в систему Честный знак с помощью онлайн-касс. Такую молочную продукцию, которая уже выведена из оборота невозможно продать второй раз.

 

 _MG_5012.jpg

       

  Процесс этот непростой. Для чего нужна маркировка? Она вводится для того, чтобы минимизировать рынок фальсификата. Потребитель знает, что некоторые виды продукции уже давно замаркированы. Среди них алкоголь, табачные изделия, шубы. Это все вопросы движения товара, вопросы прекращения фальсификационных действий недобросовестных участников оборота. Для этого производитель сначала регистрируется в системе «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК" . Там нужно подтвердить, пройти верификацию компании. Должны быть подтверждены специальные коды ТН ВЭД. Продукция вносится в национальный каталог. Это целый комплекс административных мероприятий, который предваряет саму маркировку. Только после можно получить в системе «Честный знак» коды, которые затем наносятся на продукцию, и любая система считывания определяет, кто произвел эту продукцию, каким ветеринарным документом подтверждается соответствие качества и безопасности продукта.

         Кроме молочной продукции, предприятие выпускает питьевую бутилированную воду. Первичный эксперимент по маркировке воды проводился до 1 июня 2021. В нем участвовали более 5000 компаний. Спустя три месяца после завершения пробного этапа, производители, импортеры, опт и розница начали регистрироваться в системе «Честный знак». С 1 марта этого года обязательная маркировка затронула все виды бутилированной воды: чистая питьевая вода (доочищенная и из скважин), минеральная вода (природная и искусственно минерализованная).

 IMG_6741.jpg

  

       При введении маркировки, по словам Татьяны Шаровой, главной задачей стало не увеличить себестоимость продукта. Наиболее простым решением в этой ситуации было принять несколько дополнительных человек на завод, которые будут маркировать продукцию обычным способом, т.е. нанося маркировку непосредственно на упаковку. Несмотря на то, что данный способ упрощенный, но затраты по содержанию дополнительного персонала выходят немалые.

 

         - Просчитав себестоимость мероприятия, было принято решение, что маркировать лучше двумя способами, исходя из тех возможностей, которые есть на заводе. Основной способ – это автоматическая маркировка, которая происходит на производственной линии, т.е. каждый продукт проходит через специальный принтер, которым наносится DataMatrix код на упаковку. И второй способ: использование ручного маркиратора, так как некоторое виды продукции, например, 19-литровые бутыли с водой, удобнее маркировать вручную. Но для того, чтобы настроить автоматизацию этого процесса, нам пришлось увлечься исследованием всех программных комплексов, которые существуют. Но в целом на сегодняшний день процесс уже является хорошо отлаженным и все программные модули работают синхронно.

 

         На местном рынке продукция общества пользуется стабильны  спросом. Но всегда есть покупатели, которые настороженно относятся к производству продукции из восстановленного сухого молока. Здесь важно понимать, что сезонность в молочной отрасли очень высокая, а Якутия относится к северным регионам, куда сложно без определенной процедуры хранения доставить свежее молоко. Поэтому здесь, как и на всем севере, широко развито производство молочной продукции с использованием сухого молока. К слову, предубеждение насчет сухого молока основано на мифах о его ненатуральности. Но, как утверждают эксперты, в нем сохраняются почти все полезные вещества. И по питательным качествам оно не уступает обычному. Так, по количеству белка и кальция, ради которых и употребляется молоко, нет никаких отличий с цельным молоком. Возможно лишь небольшое снижение количества витаминов, но к этому приводит любая тепловая обработка цельного молока, та же пастеризация. При этом разрушаются ферменты, которые могут запустить процесс порчи в продукте. Татьяна Борисовна тоже подтвердила, что разница с цельным молоком незначительна:

 

_MG_4996.jpg

       

  - Что такое сухое молоко? Это натуральное цельное молоко, высушенное специальным способом для того, чтобы оно могло храниться дольше. Аналогию можно провести с сухими молочными смесями. Самое натуральное и полезное – это, безусловно, материнское молоко, и ничего другого. Но для того, чтобы минимизировать ситуации, связанные со здоровьем или невозможностью кормить малыша своим молоком, существуют заменители. Так вот сухое молоко – это стопроцентный заменитель цельного молока. Причем мы покупаем это молоко у известных производителей. В Татарстане есть несколько заводов, которые занимаются сушкой молока уже очень много лет. Это тот регион, который славится своим молоком, передовик в стране по производству молока и молочной продукции, по содержанию ферм. Мы закупаем у них высушенное цельное молоко, у которого срок годности становится не 1-3 дня, а восемь месяцев. Сушить молоко стали около двух веков назад, когда начали массово осваивать дальние земли, в том числе и северные. Молоко – это же незаменимый продукт для питания людей, но его невозможно без определенной процедуры хранения увезти далеко. Поэтому тогда были испробованы и развернуты эти технологии. Ну и на сегодня сохранены все ГОСТовские процедуры, а для восстановления сухого молока используется специальное оборудование. Мы его пастеризуем и получаем абсолютно то же самое молоко, которое получили от бурёнки в далёком Татарстане. При этом сохранены абсолютно все жизненно важные микроэлементы и витамины. После восстановления молоко проходит процесс пастеризации и попадает на полки наших магазинов.

 

     В силу сложившихся обстоятельств сейчас чуть ли не главной темой обсуждения является рост цен. Инфляция затронула практически все сферы, но, в первую очередь, продовольственное обеспечение. Руководство предприятия не раз заявляло, что сдерживать цены становится все сложнее. И тем не менее Татьяна Шарова заверила, что на сегодняшний день цены на их продукцию остаются на прежнем уровне.

 

         - Вся страна сейчас переживает нелегкие времена. Мы повсеместно видим значительные повышения цен на товары импортного производства, спекуляцию ценами. Конечно, в ситуации роста цен на сырье, коммунальные ресурсы, услуги перевозки и т.д. самым первым возникает острое желание компенсировать повышенные затраты ценой готовой продукции. К слову, это и самый оперативный способ. Но я считаю большой задачей нашего общества найти внутренние резервы, постараться сократить расходы и не допустить роста цен на молочную продукцию вслед за всеми. Предварительные расчеты показывают, что мы сможем удерживать цены на прошлом уровне некоторое время. Кроме того, правительство России, республики и администрация нашего района не остались в стороне от происходящих событий. В оперативном порядке рассматриваются и утверждаются меры поддержки производителей. Есть программы, в которых наше общество также может участвовать, и, при положительном решении, это позволит нам снизить издержки, компенсировать часть стоимости закупленного уже по повышенным ценам сырья и продолжать держать цены на нашу молочную продукцию на прежнем уровне. И только после использования всех возможных мер нам уже придется, конечно, постепенно увеличить розничную стоимость. Надеюсь, это произойдет не скоро.

Она поделилась и планами, которые, несмотря на сложную экономическую ситуацию, коллектив предприятия все равно продолжает строить.

 

         - Мы постоянно развиваемся. До недавнего времени мы готовились к серьезному расширению, так как у нас есть идеи по производству нескольких новых видов и линеек продукции. Очень хочется расширить ассортимент напитков, есть уже наработанные рецептуры. Хотим начать производство сыров. В этом году мы уже попробовали произвести их на нашем заводе. Получилось прекрасно! Это мягкие и полутвердые сыры. В продажу их не запускали, так как это было пробное тестовое производство. Полутвердые «вылежали» положенный срок, созрели. Органолептические характеристики – очень достойные. К тому же в основном в этом году мы были увлечены настройкой маркировки. Сейчас, с учетом последних событий, мы заходим в режим особой экономии и постоянного контроля себестоимости. Главное сегодня, как я уже говорила, не допустить резкого роста цен на продукцию, сохранить коллектив и созидательный настрой. Но, уверена, мы переживем этот кризисный период, и в любом случае реализуем то, что запланировали, пусть и потратим на это чуть больше времени, чем хотелось бы.

 

Татьяна Шарова убеждена: слаженному, дружному, профессиональному коллективу молокозавода по плечу любые задачи.



Пресс-служба МО «Мирнинский район»


Возврат к списку