С января 2022 года жители Якутии "подарили" мошенникам около 30 миллионов рублей

С января 2022 года жители Якутии "подарили" мошенникам около 30 миллионов рублей 06.04.2022

С января 2022 года жители Якутии "подарили" мошенникам около 30 миллионов рублей

В течение прошлого года жители Якутии перечислили дистанционным мошенникам более 292 млн рублей. С 1 января 2022 года якутяне перевели злоумышленникам около 30 млн рублей.

Наибольшее число таких преступлений совершено в Якутске, Мирнинском, Нерюнгринском, Алданском районах. Большая часть деяний – мошенничества, связанные с использованием мобильных средств связи и сети Интернет, подпадающие под статью 159 Уголовного кодекса РФ. На сегодняшний день раскрывается до 35% дистанционных мошенничеств.

Дистанционные хищения, совершённые лицами, проживающими на территории Якутии, как правило, раскрываются, поскольку злоумышленники используют относительно простые механизмы хищения. Что касается преступлений, совершённых из-за пределов Якутии, а таких, к сожалению, большинство, то ситуация с раскрываемостью здесь совершенно иная. Приходится констатировать, что преступления, совершённые неустановленными лицами из других регионов страны, использующих IP-телефонию или телефонные номера, зарегистрированные на третьих лиц, а также использующих перед обналичиванием похищенных денег несколько платежных систем, остаются нераскрытыми.

Анализ преступлений показывает, что жертвами, как правило, становятся граждане трудоспособного возраста от 20 до 55 лет, имеющие постоянный источник дохода. На эту категорию приходится 40-45% пострадавших. От общего числа жертв 60% составляют женщины.

Всех потерпевших объединяет то, что жертвы обладают денежными средствами на банковских картах, либо проявляют активность в приобретении товаров и услуг через Интернет.

По данным правоохранительных органов, в настоящее время на территории республики преобладают три наиболее распространённых способа.

Во-первых, когда мошенники совершают хищения посредством использования подложных объявлений о купле-продаже или аренде различного имущества на интернет-площадках. Во-вторых, когда они представляются работниками банков, полиции и других ведомств. В-третьих, злоумышленники используют биржевые площадки, где предлагают легкий заработок.

Каким способом происходит обман по объявлению? 

Это могут быть объявления как о продаже, так и о покупке товаров. В ходе общения под любыми предлогами у жертвы выпрашивают номер банковской карты. Лжепродавец может попросить аванс, после чего перестает выходить на связь. В другом случае он просит реквизиты карты для перечисления якобы «аванса» или «залога». Поэтому следует знать, что приобретение через Интернет – это большой риск. Интернет-сайт магазина может оказаться поддельным, а в качестве физического лица может выступать аферист.

Якутяне должны понимать, что обеспечение конфиденциальности данных их банковской карты  является их гражданской обязанностью. Разглашать эти сведения посторонним недопустимо. Также нельзя перечислять деньги авансом. Наложенный платёж не гарантирует, что вы получите именно тот товар, на который рассчитывали. Расплачиваться следует только по факту получения. Пользуйтесь проверенными интернет-магазинами. Наконец, не делайте покупок со своих зарплатных карт, заведите для этих целей отдельную карту и переводите на неё ровно столько денег, сколько необходимо на покупку.

Как происходит кража с банковской карты?

Прежде всего, это звонки или рассылка сообщений злоумышленниками, которые представляются работниками банка. Потерпевшие сами передают персональные данные, одноразовые пароли для входа в приложения. В результате у мошенников появляется возможность снятия денежных средств. Популярен способ, когда мошенники создают ложные сайты, похожие на сайты известных банков и интернет-магазинов, через которые происходит хищение реквизитов платежных карт.

Иногда в Интернете распространяется предложение о возможности заработать на процентах на так называемых «биржах» и в «инвестиционных компаниях». Очень часто мошенники представляются работниками банков, полиции, других организаций. Например, человеку поступает звонок: «Вам звонят из службы безопасности банка, зарегистрирована попытка несанкционированного списания средств с вашей карты. Для отмены или блокировки операции продиктуйте реквизиты карты, назовите код, поступивший по СМС». Другой вариант: «Взломан ваш личный кабинет мобильного оператора, и поэтому вы не получаете СМС-уведомления банка об операциях, совершаемых по вашей банковской карте. Вам необходимо назвать код снятия переадресации СМС».

По-прежнему распространены сообщения, мол, «ваш близкий задержан полицией, необходимо заплатить сотруднику, чтобы он закрыл дело». В последнее время получили распространение случаи, когда под видом сообщения с портала Госуслуг присылается электронное письмо с предложением ввести страховой номер СНИЛС для получения положенных социальных выплат, а также данные банковской карты, на которую должны поступить деньги. Все способы мошенничества не перечислить, и, к сожалению, они постоянно видоизменяются.

Как распознать мошенничество на биржевых площадках?

Когда предлагается быстрый и лёгкий заработок, это всегда должно настораживать. Любое активно рекламируемое в Интернете предложение произвести выгодное «вложение» – финансовая пирамида. Хотите безопасно инвестировать свободные средства – идите в известный банк!

Не надо доверять звонящим вам незнакомцам. Не надо ходить на встречи вне стен официальных учреждений. Найдите телефон нужной организации, позвоните туда и выясните: имеется ли та проблема, о которой вам сообщили. В разговорах с неизвестными не стоит употреблять слова «да» и «нет», так как на их произношение может быть запрограммировано совершение какой-либо операции. Лучше говорите «алло» или «слушаю вас». Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому ПИН-код, CVC-код и срок действия вашей банковской карты, а также коды из СМС-оповещения! Также нельзя совершать какие-либо действия с банковской картой, в том числе в банкомате, по просьбам незнакомцев.

Мошенники часто представляются сотрудниками МВД, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета.

Практика показывает, что мошенники работают группой, маскируют телефонные номера под реальные контакты банков, правоохранительных структур и т.д. Обычно голос у афериста поставленный, уверенный. Кроме того, создается специальный звуковой фон, как будто звонок производится из офиса. Если у жертвы возникают сомнения, первый звонок подкрепляется последующими якобы из правоохранительных органов. Лжеофицер под предлогом проведения «спецоперации» также будут убеждать, чтобы жертва следовала инструкциям и выполняла все требования. Если у вас начинают выпытывать реквизиты карт, тут же надо насторожиться и прервать разговор.

На практике был случай, когда якутянка поверила мошенникам и стала переводить из банкомата деньги. Банк, увидев, что со счета уходят большие суммы, заблокировал его. Дама явилась в офис банка и потребовала разблокировать счет. Добившись своего, она пошла в банкомат дальше переводить деньги, потеряв таким образом около двух миллионов рублей.

По материалам якутских интернет-изданий


Возврат к списку