25 ноября в республике отмечают День Олонхо, якутского героического эпоса

25 ноября в республике отмечают День Олонхо, якутского героического эпоса 24.11.2022

25 ноября в республике отмечают День Олонхо, якутского героического эпоса

Ежегодно 25 ноября в нашей республике отмечается День Олонхо. Во многих учреждениях культуры и искусства проходят мероприятия, приуроченные к этой знаменательной дате.

До сих пор для народа cаха всё ещё остаётся загадкой происхождение и историческая родина героического эпоса Олонхо. Это великое достояние народа, пронёсшего его сквозь столетия. Эпос занимает достойное место среди шедевров мирового народного творчества. Олонхо для якутского народа есть энциклопедия мудрости его искусства и поэзии.

«Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения этого народа, где вершины духовного и материального творения его в прошлом», – писал известный якутский писатель Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон.

25 ноября 2005 года в истории народа саха произошло событие большого общественного и культурного значения – в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в торжественной обстановке якутский героический эпос Олонхо был провозглашен «Шедевром устного нематериального культурного наследия человечества». Таким образом, он вошел в список мировых шедевров, приумножив мировую культурную сокровищницу. Этого высочайшего статуса эпос удостоился вполне справедливо.

1585811856192865357.jpg

В героическом эпосе Олонхо показана культура, родной язык, традиции, обычаи народа. Именно с него начинается якутская философия. Язык в эпосе изобилует множеством устойчивых эпитетов, сравнений и обрядовых алгысов. Якутский эпос вошел в учебную программу многих якутских школ и переведен на русский и иностранные языки.

Олонхо – это и общее обозначение якутского героического эпоса, и название отдельных сказаний. Они представляют собой стихотворные произведения от 6 до 20, в отдельных случаях до 30-40 тысяч строк и исполняются народными сказителями (олонхосутами).

В каждом якутском селе жили несколько олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк Олонхо. Знания передавались по наследству, как и умение исполнять. Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов – только голос, которым сказитель владел так искусно, что его слушатели будто видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по селам, жители которых охотно давали им еду и ночлег. Самые длинные песни Олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты могли исполнять без перерыва семь дней и семь ночей! Имена лучших олонхосутов становились известными далеко за пределами родного улуса.

Олонхо-min.jpg

Олонхосутов было сравнительно много. По данным Якутского института языка, литературы и истории, в 1941 году в Якутии их было свыше четырехсот.

Основная тема Олонхо — это судьба племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Мир Олонхо представлен с помощью Мирового дерева – Аал Луук Мас, прорастающего сквозь три мира – Верхнего, Среднего и Нижнего. Ветви священного дерева устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира, крона растет в Среднем мире, а нижние ветви уходят в Нижний мир.

Интерес к якутскому Олонхо возник в середине XIX века, но планомерное научное изучения началось с 1935 года с начала образования Института языка и культуры при Совнаркоме Якутской АССР.

Самым первым исследователем якутского эпоса был писатель, ученый, общественный деятель, один из основоположников современной якутской литературы и поэзии — Платон Алексеевич Ойунский. В юности он сам был известным олонхосутом и страстным любителем, популяризатором Олонхо. Рассказы, повести и драмы Ойунского вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа он собрал и подготовил к изданию эпосы «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Боотур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйаарыма Куо).

041.jpg

Сергей Афанасьевич Зверев-Кыыл Уола, работавший уже в советское время, также был известным олонхосутом. Он по мотивам Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» создал одноимённую драму. Одним из последних представителей современных олонхосутов являются Петр Решетников, Афанасий Попов из Таттинского улуса.

Кроме эпоса «Ньургун Боотур Стремительный» есть и другие, например, «Юрюнг Уолан», «Эр-Соготох», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Могучий Эр Соготох», «Кыыс Дэбилийэ» и другие. Они переведены на русский и другие языки народов мира, тем самым став достоянием мировой культуры, свидетельствуя о широком интересе к якутскому эпосу.

В настоящее время в республике идет знакомство с олонхо с малого возраста, это обогащает детей духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни.

818578.jpg

Во многих дошкольных и школьных учреждениях республики накоплен достаточно богатый опыт знакомства с героями эпоса. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации Олонхо. В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).

С 2006 года в целях дальнейшего развития вековых традиций и культуры народа саха ежегодно в республике проводится национальный праздник Ысыах, посвященный эпосу Олонхо. Каждый Ысыах Олонхо завершается передачей символа праздника – «Ытык Дуо5а» другому улусу.

Духовные ценности, лежащие в основе национального праздника Ысыах и якутского героического эпоса Олонхо, воспевают торжество жизни и уважение к истории и культурным традициям якутского народа и утверждают почтение к опыту прошлого, величие настоящего и уверенность в будущем.

 

 Лариса Наумова,

краеведческий музей

 

 

 

 


Возврат к списку