Школа приемных родителей: что за ней стоит
Школа приемных родителей: что за ней стоит
С 1 сентября 2012 года федеральным законодательством установлена обязательная подготовка родителей, желающих усыновить ребенка. Принятие приемного ребенка в свою семью – это труд, к которому будущим родителям необходимо подготовиться. В феврале 2013 года отделом опеки и попечительства администрации Мирнинского района была организована стажировка для психологов по теме «Технология проведения «Школы приемных родителей».
С мая 2013 года в Мирнинском районе педагоги-психологи Джемма Игнатьева и Эржена Маглаева совместно с отделом по опеке и попечительству начали работу по новой программе «Школа приемных родителей» на базе социально-реабилитационного центра «Харысхал». С 2013 года по данный период через ШПР в Мирнинском районе прошло 200 кандидатов в приемные родители. На эту тему мы говорим с начальником отдела Диной Гафаровой.
- Дина Михайловна, какие этапы проходят родители в этой школе?
- Целью ШПР является формирование социально-психологической готовности кандидатов к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе работы школы кандидаты в родители осознают истинность мотивации и реально начинают оценивать свои силы и возможности по принятию ребенка в свою семью. Ведь для каждой семьи это серьезный шаг, от которого зависит судьба ребенка. Серьезность намерения во многом зависит от личностных качеств, от степени ответственности родителей и того, как будут формироваться привязанности к приемному ребенку.
ШПР проводится в три этапа: первый – это собеседование с кандидатами, проведение диагностических мероприятий. Второй – социально-психологический тренинг, состоящий из шести занятий. И третий - индивидуальные и семейные итоговые консультации.
Кандидаты проходят психологическую диагностику с целью определения уровня психологической готовности к приему ребенка в семью с 2021 года.
На втором этапе проводятся занятия, где рассматриваются основные вопросы возрастного формирования детей, причины трудного поведения ребенка, его адаптация в новой семье и т.п.
Школа проходит в форме социально-психологического тренинга. В процессе работы тренинга задействованы чувства и жизненный опыт кандидатов, так как они будут воспитывать не только с помощью знаний, сколько собственным поведением и отношением к ребенку. Исследованиями доказано, что обучение, основанное на собственном жизненном опыте участников и представленное в игровой форме, достаточно эффективно и не вызывает затруднений в восприятии материала.
В конце каждого занятия участники уже знают о том, что должен знать и уметь приемный родитель. В процессе работы слушатели ШПР начинают реально оценивать свой личностный и семейный ресурс по принятию ребенка в свою семью.
На третьем этапе школы на каждого кандидата составляется психологическое заключение с определением уровня риска по принятию ребенка в замещающую семью и проводятся итоговые семейные или индивидуальные консультации.
- С какими вопросами чаще всего сталкиваетесь во время проведения ШПР?
- Придя в школу, большинство потенциальных родителей не понимают проблем, с которыми им придется столкнуться в процессе принятия ребенка, который должен стать родным, в свою семью. Они думают, что приемные дети будут им благодарны и будут всегда хорошо себя вести. Но это заблуждение…
Поэтому первое занятие начинается с важного и сложного момента в работе с приемной семьей - выявления мотивации родителей. Мотивы могут быть самые разные: удовлетворение естественной потребности – иметь ребенка, создать полноценную семью, желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, может быть имущественный интерес и религиозная направленность, желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий педагогический потенциал (синдром «пустующего гнезда»). Может быть желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, а иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений между супругами или с родными детьми за счет приемного ребенка.
Одним из главных вопросов, который волнует слушателей, вопрос тайны усыновления. И если раньше специалисты настоятельно рекомендовали хранить тайну усыновления, то в настоящее время психологи рекомендуют рассказывать ребенку правду.
Очень важно, чтобы приемные родители поняли, что настоящие мама и папа не обязательно биологические, а родители, которые любят, заботятся, поддерживают и верят в приемных детей, как в своих.
Пресс-служба МО «Мирнинский район»
Телефон отдела по опеке и попечительству 4-97-72.