Историю создают люди. Жительница Мирного является потомком революционера Порфирия Войнаральского
Историю создают люди. Жительница Мирного является потомком революционера Порфирия Войнаральского
Краеведческий музей продолжает рубрику «Историю создают люди». В этой рубрике мы рассказываем о простых тружениках-энтузиастах, стоявших у истоков создания города Мирного.
Сегодня хочется рассказать удивительную семейную историю жительницы города Валентины Гаврильевны Шакировой, в девичестве Слепцовой. Родилась Валентина Гаврильевна в селе Синск Хангаласского улуса в 1949 году. В большой семье росло шестеро детей, три мальчика и три девочки. Отец Слепцов Гавриил Николаевич работал лесником. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, он вернулся с войны лишь 1948 году. Мать Потапова Дарья Ефремова родилась в селе Синск. По материнской линии Валентина Гаврильевна является потомком семьи ямщиков из Калужской области, которые прибыли в Якутию в первой половине ХIХ века.
После окончания медицинского училища в 1971 году Валентина Гаврильевна по направлению приехала в Мирный. Устроилась работать в центральную аптеку, где проработала до 1999 года. В Мирном вышла замуж, с мужем прожили 49 лет, воспитали двоих детей, имеют троих внуков. Весной этого года Валентина Гаврильевна, посетив музей, увидела на стенде фотографию своего прадедушки и поделилась с сотрудниками музея интересной историей своей семьи.
Из рассказа Валентины Гаврильевны: «О своем предке Порфирии Ивановиче Войнаральском мы узнали после того, как в 1963 году в газете «Социалистическая Якутия» появилась заметка учительницы из города Якутска. В статье рассказывалось, что во время отдыха в Сочи на Черном море на пляже к ней подошла пожилая женщина, завязалась беседа. Узнав, что её собеседница приехала на отдых из Якутии, поделилась историей своей семьи.
Валентина Гаврильевна Шакирова
Она рассказала, что является дочерью революционера-народника Порфирия Ивановича Войнаральского и родилась она в Якутии. На эту заметку откликнулся мой дядя Слепцов Алексей Николаевич, который после окончания физико-математического отделения ЯГУ работал учителем в Синской средней школе Хангаласского улуса. Он связался с дочерью революционера Варварой Порфирьевной Войнаральской. А почему он откликнулся на эту заметку, потому что у него сохранились воспоминая, в которых его отец рассказывал ему о своем отце, ссыльном революционере Порфирии Ивановиче Войнаральском. Завязалась переписка с далекой родней, с музеями, архивами. Так узнали, что наш прадедушка родом из дворянской семьи.
Порфирий Иванович Войнаральский родился 15 (28) августа 1844 году в селе Линовка Мокшанского уезда Пензенской губернии. Он сын состоятельных дворян: княгини В.М. Кугушевой, владевшей землями в Городищенском уезде, и надворного советника В.С. Ларионова. Брак родителей оформлен не был, и поэтому Порфирий был приписан к сословию не дворян, а мещан как воспитанник княгини.
Поскольку Порфирий был приписан к сословию мещан, его зачислили не в Дворянский институт (так называли среднее учебное заведение для состоятельных дворян), а в пензенскую гимназию, где учились дети разных сословий, в том числе и дворянского.
Порфирий Войнаральский обладал незаурядным умом, прилежно занимался по всем предметам и числился среди лучших учеников. Юный Порфирий был общительным, доброжелательным, пользовался уважением среди товарищей, всегда приходил на помощь. Характерными чертами его личности были непримиримость к несправедливости, смелость и умение отстоять и доказать свою правоту. В числе близких друзей Порфирия были Дмитрий Юрасов, Николай Ишутин, Максим Загибалов, Дмитрий Каракозов, Павел Федосеев – будущие активные революционеры-народники 60-х годов 19 века.
В 1860 году он успешно закончил пензенскую гимназию. Как один из лучших учеников Порфирий поступает в Московский университет на медицинский факультет без экзаменов. Одновременно с ним поступили в университет и его друзья по гимназии. Москва очень понравилась Порфирию и его друзьям. В свободное от занятий время они посещали театры и концерты, читали много книг русских и европейских писателей. Любили стихи, споры на дружеских вечеринках с песнями и танцами. Но при этом молодые люди внимательно следили за всем происходящим в стране и за рубежом. Особенно их волновало положение крестьян и фабричных рабочих. Они изучали статьи в демократических журналах «Советник», «Русское слово», которые передавались из рук в руки.
Наступил 1861 год и принес 19 февраля весть об «освобождении» крестьян от крепостной зависимости. А уже через месяц после опубликования манифеста о крестьянской реформе в 449 помещичьих имениях вспыхнули волнения крестьян, требовавших настоящей воли. Так, с конца 50-х сложилась, а с реформой 1861 года стала развиваться революционная ситуация в стране. Крестьянская реформа хотя и ликвидировала личную правовую зависимость крестьян от помещиков, но фактически была проведена в интересах помещиков и поставила крестьян на грань обнищания и разорения, ставя их опять в экономическую зависимость от тех же помещиков. Размах восстаний ширился, росло число участников. Росло и революционное движение. Вышли серии статей с обращением к различным слоям общества, в которых разоблачали реформы от 19 февраля. Началось распространение прокламаций, в которых содержался призыв к борьбе против самодержавия, требования передачи земли крестьянам и социалистического переустройства общества.
Активное участие в распространении прокламаций среди народных масс приняло студенчество. Возникло много революционных кружков учащейся молодежи, особенно в университетских городах – Петербурге, Москве, Казани, Киеве и других городах. Здесь были организованы нелегальные библиотеки, издания литографским способом запрещённой литературы.
Порфирий Иванович и его друзья внимательно следили за ходом реформы, горячо обсуждали каждый выходящий номер журнала «Современник», где Николай Чернышевский и его соратники разоблачали грабительский характер крестьянской реформы. Отзвуки крестьянских бунтов доходят до Московского университета. Прогрессивное студенчество реагирует на это положительно. Крестьянские бунты и студенческие волнения с первых дней отмены крепостного права грозились превратиться в широкое революционное движение. Студентов Московского университета, которые принимали участие против манифеста, немедленно арестовали. Среди арестованных в первой половине 1861 года был и Войнаральский Порфирий – студент первого курса.
6 февраля 1862 года Порфирий Войнаральский был выслал под надзор полиции в Глазов (Вятской губернии). Затем переведен в Усть-Сысольск, затем в Яренск, Вельск, Пинегу Архангельской губернии. В августе 1868 года ему было разрешено возвратиться из ссылки в имение своей матери. Год тюремного заключения и шесть лет ссылки, пребывание в различных местах поселения отложили отпечаток и в душе, и в сердце юноши: иной мир, иная обстановка и душевно и телесно закалили его. Находясь в ссылке, он размышлял о бесправном положении русского человека, миллионов людей в России и твердо решил направить все свои силы на беспощадную борьбу с самодержавием, как только сможет действовать.
Вернувшись из ссылки, Порфирий Войнаральский в Городищенском уезде Пензенской губернии был избран председателем съезда мировых судей. Но царский сенат счел Войнаральского неблагонадежным и не утвердил его мировым судьей.
В 1873-1874 гг. становится одним из главных руководителей «Хождения в народ». Хождение в народ — движение студенческой молодёжи и революционеров-народников с целью сближения с народом, его просвещения и революционной агитации среди крестьянских масс. Создавались кружки, где в основном занимались самообразованием. Вложив все свое немалое состояние, Войнаральский с соратниками открывают ремесленные мастерские, под прикрытием которых создавались типографии в Москве, Саратове. В типографии печаталась нелегальная литература и рассылалась по кружкам, члены которых занимались распространением.
В России начались повсеместные аресты революционеров. 21 июля 1874 года в селе Васильевка Ставропольского уезда был арестован и Порфирий Иванович. Арестованных поместили в Петропавловскую крепость, где они содержались в нечеловеческих условиях, практически замурованные в каменных мешках. Четыре года шло следствие и завершилось громким судебным процессом, названным дело «193-х революционеров». Войнаральский был приговорён к 10 годам каторги, потом последовала ссылка на поселение в якутский Верхоянск. Местом жительства назначили Якутский улус (волость), Бустахский наслег, в 25 верстах от Верхоянска.
Алексей Николаевич Слепцов
В Якутии Порфирий Иванович быстро овладел якутским языком и стал своим человеком среди местных жителей. На жизнь ему выдавали маленькие казенные пособия в размере 15 рублей. Кроме этого, доход приносила неофициальная адвокатская практика среди местного населения. Они обращались к нему за помощью написать различные прошения к начальству. Затем ему пришлось заняться самой настоящей адвокатской практикой. Он даже вел дела в судебных инстанциях. На это начальство смотрело сквозь пальцы, так как грамотных и образованных людей, знающих якутский язык, не хватало. За свои услуги Войнаральский брал деньги только с состоятельных людей, чтобы иметь средства на жизнь, а бедным помогал бесплатно. Женился Порфирий Иванович на молодой якутке Февронье Леонтьевой-Гуляевой, помогавшей ему вести хозяйство. Это была девушка приятной внешности и хорошего характера. В этом браке родились четверо детей, две девочки и два мальчика. По некоторым данным, возможно и пятеро детей, точные данные до сих пор не установлены.
Со временем Порфирий Иванович добился перевода сначала в Верхоянск, а потом в Якутск. В Верхоянске пригодились и его медицинские знания, которые он успел получить на медицинском факультете Московского университета, а также путем самостоятельного чтения медицинских книг. Ему пришлось выполнять функции городского врача в течение двух лет.
И в это же время Войнаральский решил реализовать дерзкую идею – доказать посредством опытных многолетних посадок возможность приполярного земледелия в Якутской области. Перебравшись в Якутск, он становится заведующим образцовой казенной сельскохозяйственной фермой. Многолетние опыты приносят положительные результаты. Он пишет ряд научных статей, выпускает альбом с рисунками препарированных растений в разные периоды их развития, собирает коллекции зерен. Опубликованные статьи вызывают большой интерес среди специалистов и в общей прессе. Научные труды Войнаральского легли в основу изучения и развития земледелия в Якутии.
В марте 1897 года он получает разрешение на возврат в Россию. Было решено, что Порфирий Иванович поедет в Красноярск первым, чтобы добыть денег для выезда жены и детей. Там он получает письмо с известием о том, что в Якутске эпидемия, жена и дети заболели. Следующая же телеграмма принесла печальное известие – умерла от эпидемии его жена. К счастью, дети смогли выжить. При помощи друзей политзаключенных Порфирий Иванович успевает вывезти из Якутии только двоих детей. Так, дочь Варвара оказалась в Сочи, в пансионате. Но здоровье самого Порфирия Ивановича было сильно подорвано долгими годами тюрьмы, каторжных работ и ссылки. Он скоропостижно скончался 17 (29) июля 1898 г. в г. Купянске Харьковской губернии, где и похоронен. Другие дети остались жить в Якутии. Сын Александр Порфирьевич Войнаральский был усыновлен Анной Софронтеевной Слепцовой, которая сменила ему имя, и он стал Николаем Яковлевичем Слепцовым.
Вот так из небольшой газетной заметки в середине ХХ века дети, внуки правнуки, праправнуки, живущие в далекой Якутии, узнали о своем происхождении. И смогли возродить и сохранить для потомков имя и память о своем великом предке, революционере-народнике, стороннике продвижения и развития земледелия на Севере. Прослеживание семейных корней через поколения может помочь человеку узнать о прошлом своей семьи и соприкоснуться с историей своей страны.
Сардана Софронова, ведущий методист краеведческого музея