Алкоголизм и другие зависимости: отвечает психиатр-нарколог Лилия Лаптинова
Алкоголизм и другие зависимости: отвечает психиатр-нарколог Лилия Лаптинова
Подошла к завершению неделя профилактики зависимостей. Сегодня мы познакомим вас с психиатром-наркологом, заведующей наркологическим отделением МЦРБ Лилией Лаптиновой.
Лилия Викторовна – врач с богатым опытом работы подробно рассказала о том, что такое зависимости, какими они бывают, проинформировала о статистике по заболеваемости, и, конечно, о том, как оградить себя и близких, и что делать, если пришлось столкнуться с одним из этих заболеваний.
- Лилия Викторовна, что такое «зависимость» и какие они бывают?
- Зависимость от алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) – это заболевание. Заболевание не только психическое, но и физическое, когда человек не может остановиться от употребления веществ, которые впоследствии приведут к патологическим процессам в организме, в психике.
Из-за употребления люди доводят себя до деградации личности. Это уже асоциальные люди, которые акцентируют внимание только на употреблении токсических веществ. Другие интересы в их жизни нивелируются полностью.
Существует три степени зависимости: первая степень самая легкая, когда человек чувствует некий эмоциональный подъем от употребления тех или иных веществ. Вторая – средняя степень, здесь уже появляется физическая зависимость, человек не может остановиться, появляются запойные состояния как, например, при алкоголизме. Здесь мы говорим о том, что человек пьет длительное время, сроки запойных состояний увеличиваются с 3-5 дней до нескольких месяцев. А светлые промежутки без употребления резко сокращаются.
Третья степень – это постоянная форма употребления. Например, пьет человек уже меньше, ему хватает 200-300 грамм, но светлых промежутков в его жизни уже почти нет, они составляют всего 1-2 дня.
- Как понять, что пора обратиться за помощью? Есть у человека шанс это понять?
- Человек должен обратиться к психиатру-наркологу уже тогда, когда появляется желание, тяга выпить. Надо понять, почему появляется тяга, почему возникает эйфория. Врач помогает дифференцировать ситуацию – это состояние бытового пьянства или уже начало более серьезной зависимости от алкоголя или других ПАВ.
Затем наблюдение у врача протекает с условием явок к врачу, а также с приемом, в случае алкоголизма, противоалкогольного лечения (какое это будет лечение, зависит от степени зависимости).
- Какая статистика в Мирном по заболеваемости?
- Показатели мы сравниваем за последние три года для того, чтобы понимать динамику. Так, в 2021 году у нас было зарегистрировано с диагнозом «алкоголизм» 1881 человек. В 2022 году -1603 и в 2023-м – 1882 человека. Мы можем сказать, что тенденции к увеличению рисков нет, но, тем не менее, усугубляются сами стадии заболевания.
Сейчас алкоголизм очень омолодился. Этот диагноз мы ставим уже в 30-35 и даже 25 лет! Это же трудоспособный возраст, это люди, которые могут работать, счастливо жить, заводить семьи, а они лечатся у врача-нарколога с таким серьезным заболеванием.
Вообще, в среднем переход из второй в третью стадию чаще всего регистрируется в 45-60 лет.
- А как обстоят дела с наркотической зависимостью?
- По наркотической зависимости ситуация обстоит несколько лучше. В 2021 году было зарегистрировано 52 человека с этой зависимостью по Мирнинскому району, в 2022 - 43, в 2023 году – 52 человека.
Есть и такие у нас на учете, кто впервые употребил наркотические средства. Они на учет берутся по постановлению суда (административная ответственность). В 2021 году таких было 38 человек, в 2022 году – 33, в 2023 – 21.
Хочу сказать, что по Мирному идет снижение диагноза «наркомания». На сегодняшний день всего 11 человек с зависимостью.
В основном сейчас распространена зависимость от каннабиоидов (марихуана) и синтетических наркотиков (эфедроновая группа). Надо сказать, что к синтетическим наркотикам очень быстро привыкают, буквально за полгода возникает сильное привыкание, из этой зависимости очень тяжело выходить, возникают делирии, психозы, остается отпечаток на головном мозге.
Отдельно хочу еще сказать о ситуации с детьми в нашей статистике.
Среди детей до 14 лет, употребляющих спиртные напитки, – 11 человек в 2021 году, а, например, в текущем таких не зарегистрировано.
А вот среди подростков старше 14 лет ситуация уже другая – 12 человек в 2021 году, а в 2023 – 9 детей.
Фиксируются те, кто попадает к нам с токсическими зависимостями (бытовая химия, например). В 2021 году таких было два человека, в 2023-м по району один подросток и один взрослый.
И вот после этой всей статистики я хочу сказать, что семья – это то, что нас воспитывает.
В 2022 году зафиксировано было 120 человек в районе, употребляющих ПАВы (в том числе и алкоголь), которые имеют несовершеннолетних детей. И в некоторых семьях это и два, и три и более детей.
На сегодняшний день по Мирному у нас таких 70 человек.
Это очень опасная ситуация, получается, вокруг такого употребляющего члена семьи созависимые люди, а он один получает удовольствие. При этом всем остальным вокруг плохо. А если употребляют оба родителя? Представляете, каково их детям? Как они будут расти?
Со своей стороны мы проводим масштабную работу – читаем лекции, выступаем на школьных собраниях, беседуем, но важно донести до взрослых, что родители не должны употреблять алкоголь и другие ПАВы, не должны курить при детях, родители должны показывать своим примером, как надо себя вести.
- Есть ли какая-то группа риска? Может, кто-то больше подвержен развитию зависимости?
- На самом деле, все уязвимы. Человек любого возраста, профессии, пола может попасть в эту ловушку.
Вот, например, в прошлом году с проблемами с алкоголем у нас была 81 женщина. Есть среди них те, у кого пока бытовое пьянство, но они уже рискуют стать «хроником».
Существует еще так называемая генная теория, согласно которой 60% лиц, у близких родственников которых были алкогольные или наркотические зависимости, сами находятся в группе повышенного риска к развитию зависимостей. К этому вопросу им стоит отнестись серьезно.
Тем не менее, все должны понимать, что ничего хорошего из употребления ПАВ и алкоголя не будет. Это, во-первых, разрушает здоровье, личность. Это нарушает и требования социума, наносит вред близким, окружающим. Из-за употребления человек разрушает свое собственное Я и разрушает окружающих его людей.
- В случае алкогольной, наркотической зависимости, что в первую очередь попадает под удар?
- Все ПАВы, алкоголь, токсические вещества влияют на весь организм в целом. Первое, конечно, что страдает, это головной мозг. Если долго употреблять вышеперечисленные вещества, головной мозг умирает, может наступить деменция. Это нарушение и разрушение умственных и мыслительных процессов, интеллекта.
Влияет все это, конечно, и на сердце, сосудистую систему, печень, которая выводит все токсические вещества из организма. Таким употреблением человек будто бьет по печени молотом.
Люди ведь умирают не столько от диагноза «алкоголизм» и случаев, связанных с употреблением, но и от сопутствующих диагнозов – циррозов, инсультов, инфарктов.
Я всегда говорю пациентам – у вас может развиться тот или иной патологический процесс, и он необратим.
Если говорить о статистике, то в 2021 году от заболеваний, связанных с алкоголизмом, зафиксировано 64 смерти, в 2022 – 29, а в 2023 – 34 человека.
При этом из этих 34 человек только пятеро умерли именно от алкоголизма, а смерть у остальных вызвало тяжелое сопутствующее заболевание – инсульт, инфаркт, тяжелые заболевания печени, почек, а также травмы, полученные в алкогольном опьянении.
- Что движет подростками, когда они пробуют наркотики, алкоголь? Что сделать родителям, чтобы защитить своих детей?
- Их влечет неизвестность. Что такое, например, пиво, какое оно на вкус, какой эффект.
С самого начала первого подросткового периода (с 9 лет) надо рассказывать ребенку постоянно, что такое хорошо и что такое плохо. И мало рассказывать, объяснять, надо показывать своим примером.
Ещё вот есть такое выражение «нас учит улица». Тут я хочу сказать, что мы должны знать, с кем дружат наши дети, употребляют ли их друзья что-либо. Есть ведь слабые, ведомые дети, которые могут начать употреблять, подражая более авторитетным товарищам.
Наша семья – наша крепость. Если крепость с брешью, туда залезет что угодно. Если крепость крепко построенная, ничего её не пробьет. Папа должен быть авторитетом, примером поведения мужчины, настоящей каменной стеной, мама должна дарить ласку и заботу. Дайте это детям и дети будут вас уважать и любить и никогда не попадут на прием к врачу психиатру-наркологу.
- Есть ли бывшие зависимые люди?
- На самом деле, совсем «бывшие» сказать мы не можем. Ведь мы говорим «хронический алкоголизм», например. Алкоголизм не вылечивается полностью, но успешно приводится в состояние длительной ремиссии – и 20, и 30, и 40 лет. Специалисты всегда помогают таким пациентам, но ещё нужна мотивация.
Мотивация – зачем человек это делает, почему хочет оставить пагубную привычку: наладить отношения в семье, отношения с ребенком, получить хорошую работа, поправить здоровье, начать учебу и так далее. Как только человек определяется с мотивацией, положительный результат не заставит себя ждать, и пациент действительно очень долгое время не употребляет.
Но надо помнить, что если вдруг снова начнет, то будет хуже и объемы употребляемого станут в три раза больше.
Начинаем обычно лечение мы с устранения тяги препаратами, потом начинаем психотерапию и видим положительный результат в дальнейшей жизни, а также пересматривание своей жизни, её улучшение.
- Куда обратиться человеку, которому нужна помощь?
- К нам в отделение наркологии обратиться можно, не надо бояться. Часто боятся того, что мы «поставим на учет». Но ведь наша первостепенная задача – помочь, а не поставить вас на наблюдение.
Постановка на динамический учет – это для того, чтобы наблюдать регулярно пациента, видеть динамику, вовремя принять меры, если теряется эффект. В лечении это очень важно.
Конечно, при постановке на учет человек лишается права управлять транспортным средством, права ношения оружия, ему нельзя работать в опасных условия труда – такие требования. Но это для того, чтобы обезопасить и человека, и его окружающих. Ведь пьяные люди или люди в наркотическом опьянении, которые за рулем, с оружием и т.д. – это очень и очень опасно и может разрушить не одну жизнь, поэтому здесь нет другого варианта, пока человек состоит на динамическом учете у врача психиатра-нарколога. Решает, кстати, это не один врач, а врачебная комиссия.
А вот после успешного лечения, введения в длительную ремиссию, регулярных явок на прием и последующего снятия с учета – все человеку возвращают, и он снова может жить счастливой полноценной жизнью.
Ещё хочу добавить, что мы, как специалисты, делаем акцент на раннее выявление таких заболеваний, мы работаем и с врачами смежных специальностей (терапевты, узкие специалисты и др.), которые знают, на что обратить внимание, чтобы определить зависимость у пациента или риск ее развития.
Также в республике работает горячая линия Якутского республиканского наркологического диспансера, есть и телефон доверия
8-924-567-89-90, куда могут за помощью обратиться все, кому она необходима.
Валерия Бобровская