История одного экспоната: конский волос в культуре саха
История одного экспоната: конский волос в культуре саха
Краеведческий музей продолжает проект «История одного экспоната». Проект задуман как серия показов фондовых предметов музея. В данной статье мы рассмотрим значение и роль конского волоса в культуре народа саха и в современности. Саха являются носителями древней культуры ведения аборигенного коневодства, полностью приспособленного к сереной экосистеме. Лошадь имела огромное значение не только в хозяйстве, культуре и в быте, но и играла большую роль в духовной жизни якутского народа и отразилась в традиционных верованиях и в эпосе. Именно поэтому с древних времен культ коня наиболее ярко представлен в традиционной культуре саха.
Якутская лошадь - уникальное, чрезвычайно неприхотливое и выносливое животное. Очень мохнатая, приземистая, с большой головой и крепкими ногами. Даже в самые жестокие морозы предоставлена сама себе и добывает корм разгребая копытами снег. От жестокого холода ее спасает не только толстая кожа, густой и длинный волосяной покров, но и способность быстро наращивать и откладывать значительное количество жира не смотря на трудные климатические условия и скудное питание.
Из покон веков конь был верным помощником, без него якут не мыслил своей жизни: это и транспорт, и пища, на коне осваивали огромные северные пространства, перевозили грузы, охотились, воевали, сватались, привозили невесту в дом. В повседневной жизни также широко использовался конский волос и занимал третье место по интенсивности употребления среди материалов, уступая только дереву и коже
Работа с конским волосом - одна из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Метод плетения сохранился таким же: веревки сучились прямо на колене из волос двух цветов, черного и белого. Занимались такой работой в основном женщины. Толщина веревок могла быть самой разнообразной, зависела от назначения. Из таких бечевок, сшивая их в одной плоскости, делали прекрасные крепкие поводья - кентес, подпруги к седлам – холун и набивали седельные подушки.
Для охотничьего снаряжения из конского волоса плели тетивы для луков, петли для охоты на уток и зайцев - туhах, веревки для ловли оленя маамыкта. Использовали конский волос и для плетения рыболовных сетей илим, куйуур, невод мунха. Волосяные сети были легкими, прочными, быстро сохли и были малозаметны в воде.
Конским волосом темного цвета расшивались светлые берестяные туеса, украшая традиционными орнаментами, которые используется и поныне. Широко применялись и в изготовлении музыкальных инструментов. Например, один из самых древних якутских музыкальных инструментов кырымпа - имела три струны из конского волоса и была снабжена смычком. Так же этот материал использовался для плетения циновок, зимних чулок, стелек для обуви.
Конский волос помимо утилитарных целей имел важное культовое значение. Его широко использовали при проведении обрядов и в шаманской практике. Белый конский волос считался сакральным, чистыми и являлся обязательным элементом для проведения обряда благословение – алгыс на празднике Ысыах. Обряд по старинному якутскому обычаю устраивался в честь богов - небожителей – айыы и духов природы - иччи. Главным исполнителем был белый шаман алгысчыт. Обращаясь к небесным божествам - покровителям, белый шаман периодически взмахивает дэйбииром – махалкой из конских волос, тем самым очищая средний мир от зла и скверны.
Для проведения обряда обустраивали комплекс туһулгэ. В организации этого пространства присутствует много атрибутов, демонстрирующих культ коня. Посреди большой поляны устанавливали два коновязных столба соединенные перекладиной, к которой привязывали большие кожаные сосуды с кумысом. На земле расстилали ковры, на которые ставили чороны, наполненные кумысом. Вокруг тюhюлгэ втыкали зеленые березки чэчир. На восточной стороне ставили от одной до семи коновязей сэргэ, верхушки которых увенчались изображениями конской головы. Вся архитектурная композиция опоясывалась длинной пестрой веревкой из конского волоса салама, украшенной пучками белых волос. В данном случае салама является мостиком, по которой слова благословения доходили до небесных божеств Айыы.
Салама с нанизанными на нее дарами в виде берестяных фигурок коров, лошадей, разноцветных лент, пучков белого конского волоса, утиных перьев использовалась как дар в различных обрядах. Например, в обряде «испрашивания» лошадей, рогатого скота, жертвоприношений в честь духа – хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, в жертвоприношении хозяйке озера – Даххан - Хотун.
Возрождение традиционной культуры конце ХХ века повлияло на развитие ценности и значимости традиционного искусства в современном мире. Свое развитие получала и традиция плетения из конского волоса. Что привело к зарождению новых видов декоративно прикладного искусства: плетению гобеленов, головных уборов, сумок, ремней. Конский волос стал сырьем для изготовления различных украшений и аксессуаров. Особой популярностью у населения пользуются также мастер-классы по созданию сувениров и изделий из конского волоса от народных мастеров. Современное общество, участвуя в таких мероприятиях, знакомится с традиционными орнаментальными знаками, мотивами, материалами, которыми пользовались предки и сами становятся частью процесса по возрождению, развитию, популяризации исконной культуры и сохранению культурного наследия народа.
В экспозиции краеведческого музея представлены старинные экспонаты, в том числе сделанные из конского волоса. Они познакомят всех желающих с самобытной культурой, традиционным искусством и мировоззрением народа саха. Приглашаем всех гостей и жителей города посетить музей. До новых встреч!
Сардана Софронова,
ведущий методист