Для защиты прав местного самоуправления: важные вопросы Мирнинского района

Для защиты прав местного самоуправления: важные вопросы Мирнинского района 27.11.2024

Для защиты прав местного самоуправления: важные вопросы Мирнинского района

             Межмуниципальное сотрудничество - это совокупность отношений между муниципальными образованиями в целях решения вопросов местного значения. Формы межмуниципального взаимодействия разнообразны. Примеров объединения достаточно много. Объединяется сельские территории и малые города, города Урала и Поволжья. На общероссийском уровне основным межмуниципальным объединением является Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 65.1 определил 5 форм межмуниципального сотрудничества. Пожалуй, одними из самых авторитетных являются Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), Союз городов Заполярья и Крайнего Севера. Их активными участниками являются Мирнинский район, крупные городские поселения – Мирный, Удачный, Айхал.

           В Республике Саха (Якутия) действует Совет муниципальных образований, куда входят 445 субъектов: 34 муниципальных района, 2 городских округа, 48 городских поселений, 361 сельское поселение (включая 48 национальных наслегов). Кроме того, есть Ассоциация представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Инициатором создания которой явилась Якутская городская Дума.

           Об участии в деятельности муниципальных объединений рассказывает Глава Мирнинского района Александр Басыров.

           - Участие в муниципальных сообществах мы считаем одним из важных направлений. Проводимые ассоциациями конференции, межмуниципальные форумы являются важной площадкой для обсуждения проектов законов, других актуальных для муниципалов вопросов. Это возможность выработки коллективного мнения по проблемам развития территории, реализации принятых законов, подготовки предложений и обращений. Ведь очень важно донести до законодателя, органов госвласти общую для муниципальных образований, допустим Крайнего Севера, сибирских городов, проблему. Взять к примеру, реализацию федерального закона об ответственном отношении к животным. Для северных городов – стаи бесхозяйных собак, оказавшихся на улице – настоящая трагедия. За примерами далеко ходить не надо.

          - Мирнинский район принимает активное участие в мероприятиях Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Так, на прошедшем XLII съезде Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, состоявшемся в городе Магадане в июне т.г., от Мирнинского района обозначены актуальные проблемы для решения на уровне органов государственной власти Российской Федерации. В подготовленном обращении мы обосновали необходимость подключения Союза к решению следующих вопросов.

          1.О корректном зачислении налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности по месту фактической работы.

         Речь о реализации с 01 января 2020 года на территории республики пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты». Это привело к некорректному зачислению налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности в бюджет ГО «Город Якутск». Т.е. по месту учета налогового агента, а не в бюджеты муниципальных районов, где фактически ведется трудовая деятельность. Мы считаем, что действующий механизм зачисления налога грубо нарушает принципы бюджетного и налогового законодательства, самостоятельности и сбалансированности бюджетов, недопустимости изъятия дополнительных доходов, равенства бюджетных прав муниципальных образований и их бюджетов, зачисления налога на доходы физических лиц по фактическому месту работы.

           Специалисты районной Администрации проанализировали ситуацию за несколько лет. Так, по Мирнинскому району сумма НДФЛ с начисленных пособий по временной нетрудоспособности составила:

за 2020 год - 120,9 млн. руб., том числе бюджет района 30,2 млн. руб., бюджеты МО поселений 12,1 млн. руб.;

за 2021 год - 134,2 млн. руб., том числе бюджет района 33,5 млн. руб., бюджеты МО поселений 13,4 млн. руб.;

за 2022 - 125,1 млн. руб., в том числе в бюджет района 31,3 млн. руб., бюджеты МО поселений 12,5 млн. руб.

за 9 месяцев 2023 года 87,9 млн. руб., в том числе в бюджет района 22,0 млн. руб., бюджеты МО поселений 8,8 млн. руб.

Указанные суммы подтверждают, что нам есть за что бороться.

 

             2. О снятии установленного ограничения по размеру арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для размещения объектов, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

             В связи с активной деятельностью на территории Мирнинского района недропользователей, этот вопрос приобретает все большую актуальность для муниципальных бюджетов. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс внесены изменения, регулирующие размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные, в том числе, для проведения работ, связанных с пользованием недрами, ограничивающие размер арендной платы до уровня арендной платы для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 размер арендной платы за земельные участки, предоставленные на условиях аренды недропользователям, не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Этим же Постановлением закреплены основные принципы определения арендной платы в отношении земельных участков. К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, когда арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования.

           В обращении мы отметили, что установление «предельного» размера арендной платы за земельные участки, предоставленные недропользователям, выглядит как прямая преференция для них. Ведь получается, что компания, арендуя огромные по площади земельные участки, оплачивает мизерную арендную плату. Местные бюджеты получают совсем небольшие средства, не имеют возможности управлять земельными ресурсами, администрировать арендные платежи, проводить эффективный земельный контроль.

          Любое муниципальное образование, прежде всего, ратует за повышение собственной доходной базы местных бюджетов. Ведь согласно федеральному законодательству, экономическую основу МСУ составляют имущество и земля, местный бюджет, имущественные права муниципальных образований. Доходы от земли в границах своей территории - это собственные доходы муниципалитета, и увеличение их доли в структуре местного бюджета является одной из важных задач местной власти. При установлении арендной платы за земельные участки муниципалитет должен иметь возможность самостоятельно устанавливать размер арендной платы за земельные участки с учетом таких показателей, как наличие разведанных природных ресурсов и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

           Мы обратили внимание, что в силу ограничений по размеру ставки арендной платы, принятых на федеральном уровне, сложилась неадекватная ситуация с низким размером арендной платы за землю.

Так, ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» за 2022 г. оплатили 29,32 руб. (в 2023 г. арендная плата в связи с увеличением кадастровой стоимости повысилась до 27 570,50 руб.); ООО «Саханефть» в 2022 г. внесли 9,36 руб. (в 2023 г. в связи с массовой переоценкой кадастровой стоимости земельных участков арендная плата повысилась до 9 504,97 руб.).

При этом, объём добычи нефти на территории МО «Ботуобуйинский наслег» только по ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (ПАО «Роснефть») составляет около 5 млн тонн нефти в год.

           Суммы говорят сами за себя. Поэтому права МСУ надо отстаивать.

             3.О корректной уплате налогов по упрощенной системе налогообложения по месту ведения фактической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

На этом основании организации и предприниматели (крупные хозяйствующие субъекты в сфере розничной торговли, алкогольной продукции), осуществляющие свою деятельность в Мирнинском районе, уплачивают налоги в бюджеты других субъектов Российской Федерации по месту регистрации (месту жительства), к примеру, в бюджеты городов Москва, Новосибирск, Красноярск, Краснодарского края и др.

На наш взгляд ситуация далека от справедливости, если организация или индивидуальный предприниматель зарабатывают на территории нашего района, то они должны принимать участие в его социально-экономическом развитии через уплату налогов на этой территории.

         Необходимо на федеральном уровне ставить вопрос по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части изменения порядка уплаты налога организациями и индивидуальными предпринимателями по месту ведения фактической деятельности.

          - Вот такие очень важные предложения были направлены от Мирнинского района для включения в Резолюцию XLII съезда Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Наши предложения в Резолюции учтены. На сегодня мы получили информацию от Исполнительной дирекции Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, что Резолюция съезда направлена в Администрацию Президента РФ, Минвостокразвития РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, ВАРМСУ, региональные правительства. Предложения от Мирнинского района направлены в комитеты Государственной Думы РФ – По труду, социальной политике и делам ветеранов; По вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям; По развитию Дальнего Востока и Арктики. Вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс взял под свой контроль и работу с Комитетом по бюджету и налогам депутат Государственной Думы, Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Алексей Борисович Веллер. Будем надеяться на дальнейшее продвижение и решение наших вопросов в пользу местного самоуправления.

             В настоящей публикации мы рассказали об одном из важных направлений местного самоуправления как межмуниципальное сотрудничество. Это возможность защиты прав и интересов местного самоуправления через участие в межмуниципальных сообществах. И это право определено федеральным законодательством. Его грамотное использование позволяет более эффективно исполнять свои полномочия, выстраивать взаимодействие с хозяйствующими субъектами. Для Мирнинского района, городских и сельских поселений это очень актуально. 


Гульсум Бейсембаева, советник главы Мирнинского района


Возврат к списку